о В.В. Налимове

Цитаты из статей     
о Василии Васильевиче Налимове

Жанна Дрогалина, жена и соавтор В.В. Налимова 
 

30_janna145.gifРассказывать о Василии Васильевиче Налимове непросто, потому что непросто говорить о современнике, и еще сложнее – говорить о выдающемся современнике, человеке и мыслителе, истинные масштабы которого раскрываются во времени и истории. 
Однажды, незадолго до смерти, он сказал: «Мне, наверное, нужно умереть, чтобы меня начали понимать». Возможно, даже и это условие недостаточно – слишком далеко вперед он сумел уйти. 
Философия Налимова – это знание, объемлющее многомерность реальности, целостность мира и величие тайн. Он сам называл свой подход вероятностно ориентированной философией.

 увеличить

Василий Голованов, российский эссеист, писатель, путешественник

golovan145.gifЕсли правда, что рай – это смысловое поле, создаваемое парадоксами, то Василий Васильевич Налимов, конечно, знал, что это такое: он мыслил парадоксально, любил парадоксы, взламывающие границы сознания. Может быть, он таким образом творил рай, который другие ожидают получить «на небе»? Кто знает... Может быть «райское блаженство» и было для него синонимом «спонтанности сознания»...

 

 

 
увеличить        

Елена Золотухина-Аболина, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии факультета философии и культурологии РГУ 

Zolotuhina_EV-145.gifВ.В. Налимов с полным правом стоит в одном ряду с такими выдающимися представителями отечественной философской мысли, как М.М.Бахтин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Л.Н.Гумилев. 
Однако работы Налимова показывают, что времена энциклопедистов не прошли и в наше время тоже можно быть в равной степени сведущим в математике и философии, физике и эзотерике, в психологии и языкознании, сочетать естественнонаучные эксперименты с медитативным экспериментированием в рамках внутреннего мира.

 

 
 

увеличить    

Олег Мраморнов, литературовед, критик

mramor145.gifВсякий, кто хотя бы немного соприкасался с В.В.Налимовым-лектором, подтвердит, что он переполнен смыслами и заражает ими: непрерывность против дискретности, вероятность против детерминизма... За неисчерпанность и неисчерпаемость мироздания, за будущее, чреватое непредсказуемыми смыслами, за спонтанную свободу сознания...  

 

 

 

  увеличить

Генрих фон Вайцзеккер, профессор математического отделения университета Кайзерслаутерна, Германия  

Существует ли внутренняя связь между наукой, выражающей результаты своих исследований на языке чисел (например, физика, экономическая наука), и той стороной жизни человека, которая включает спонтанно возникающие глубокие переживания (связанные, скажем, с медитацией, искусством) ...  Мне всегда казалось, что между этими двумя мирами – пропасть. Проблема взаимоотношения двух этих аспектов духовной жизни человека занимала, наверное, центральное место в трудах В.В. Налимова, которые для меня оказались чрезвычайно важными и даже утешительными, потому что на обеих сторонах этой пропасти он чувствует себя настолько уверенно, что сама пропасть исчезает. 

Василий Голованов, российский эссеист, писатель, путешественник

ВГ145.gifОт Налимова я уходил окрыленный, ибо никто еще не требовал от меня так ясно чистоты и подвига. 

 

 

 

 

  


увеличить

Алексей Гиляров, доктор биологических наук, профессор биофака МГУ

В.В. Налимов оказался последним русским интеллигентом, с которым мне выпало счастье быть знакомым. Он был типичным и одновременно – совершенно неповторимым представителем той особой породы людей, которой больше уже не существует.  

Хельмут Лёкенхоф, доктор философских наук, профессор, Германия

В определенном смысле ВВ можно считать воплощением глубокого и всестороннего вклада русской науки и культуры в культуру стран Европейского союза. 
Он мыслил и жил как настоящий христианин–гностик. В отличие от преобладающего в современной науке мировоззрения, которое до сих пор остается скорее материалистическим, ВВ обращается к аналогиям, навеянным духовными образами, к религиозным и философским построениям, пользуясь этой формой знания.  

Вадим Казютинский, доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН 

В.В. Налимов разработал оригинальную философскую систему, которую сам он определил как вероятностно ориентированную философскую герменевтику. Его концепция продолжает традицию платонизма, но в целом является своеобразным сплавом различных мировоззренческих идей – и западных (Пифагор, Платон, Плотин, Юнг, Гадамер, Тиллих и др.), и восточных. В ней сочетаются рационализм (одним из своих достижений В.В. Налимов считал создание аксиоматического подхода к философии, настаивая на возможности ее математизации) и мистицизм, в частности эзотерика (идеи о том, что в мире есть Тайна, что человечеству необходимо открыться Космическому сознанию, признать реинкарнацию и др.). Христианское и буддийское мировоззрения В.В. Налимов считал не альтернативными, а дополнительными друг к другу, так как, по его мнению, оба они возникли из попытки решить «одну и ту же проблему – проблему смысла». Концепция В.В. Налимова соприкасается в некоторых моментах и с русским космизмом.