Реальность нереального. Эксперимент.



Из книги РЕАЛЬНОСТЬ НЕРЕАЛЬНОГО. Вероятностная модель бессознательного.

Налимов В.В., Дрогалина Ж.А.
М.: Издательство «МИР ИДЕЙ», АО АКРОН, 1995. – 432 с., с илл.
Оформление: В.С.Грибков, А.Н.Дьячков
Часть IV.

Эксперимент

Преддверие к четвертой части

Экспериментальный материал, на котором может базироваться изучение бессознательного, необычайно разнообразен. Все, что относится к деятельности человека во всем многообразии ее проявлений как в настоящем, так и историческом прошлом, может использоваться для понимания того, что есть бессознательное. В этом смысле развитие и каждого отдельного человека, и человечества в целом может рассматриваться как гигантский эксперимент. Только небольшая часть этого материала документирована, но и то, что сохранилось в памятниках культуры, – необъятно.

Кроме пассивного – спонтанно протекающего – эксперимента, сколь большим бы он ни был, всегда хочется поставить и активный эксперимент, отвечающий на некоторые конкретно сформулированные вопросы. То, что мы излагаем в главах этой части, – это, конечно, лишь взгляд в некоем специфическом ракурсе, отражающем своеобразие интересов авторов. Первая и самая большая глава этой части посвящена, с одной стороны, описанию медитаций как техники преднамеренного вхождения в особые – измененные – состояния сознания, с другой стороны – рассмотрению тех медитативных состояний, в которые человек входит спонтанно в повседневности своей жизни. Вторая глава касается проблем символов – знаков, с помощью которых сознание непосредственно взаимодействует с семантическим полем. Последующие три главы – описание проведенных нами экспериментов.

Нам представляется, что материал, приведенный в этих пяти главах, помогает понять природу нашего воображения.

Воображение – это синоним бессознательного. Желая осознать свою природу, человек издревле пытался оценить свое отличие от других близких ему существ. Раньше казалось, что таким самым близким ему существом является животное, и мыслители прошлого упорно искали то главное, чем человек отличается от животного. В наше время самым близким и самым понятным нам существом стал компьютер. Чем мы отличаемся от компьютера? Прежде всего, умением воображать. Всю эту книгу, если хотите, можно было бы назвать Вероятностной моделью воображения.

Глава 11.

Медитация

А. Введение: медитация как выход в измененное состояние сознания (ИСС)

Принято считать, что в современной европейской культуре Фрейд оказался первым исследователем, начавшим привлекать экспериментальные данные к изучению бессознательного. До него все, что говорилось и писалось о бессознательном в западной психологии и философии, носило в значительной степени чисто умозрительный характер. Фрейд понял, что человек в состоянии сна сам ставит эксперимент над собой и фиксирует его результаты в особых протоколах – сновидениях. Важно было научиться интерпретировать их. Правда, вся интерпретация бессознательного у Фрейда оказалась спроецированной на психологическое подпространство малой размерности – все оси этого подпространства несли только сексуальную нагрузку. Адлер и Юнг расширили размерность психологического подпространства, и наше представление о бессознательном приобрело большую содержательность.

Позднее стало ясно, что мистический опыт эзотерических составляющих религий Востока и Запада также можно интерпретировать как эксперимент, направленный на осознанное проникновение в бессознательное. Ритмические упражнения с дыханием, суровая аскеза и отшельничество, как и ритуально оформленный акт интимной близости в тантризме, – все это, если хотите, только техника психологического эксперимента, нацеленного на преднамеренное вхождение в бессознательное. Оккультизм и магия, к которым наука относилась с таким пренебрежением, могут стать для психолога столь же интересными объектами изучения, как и сновидения. Религиозный опыт – это опять проекция бессознательного на психологическое подпространство с весьма своеобразным выбором координатных осей. В религиозных традициях открываются результаты как бы экспериментального исследования бессознательного, систематически проводимого в течение тысячелетий.

И еще один экспериментальный прием, направленный на ту же цель, – использование психоделических препаратов. С незапамятных времен они применялись во многих религиозных системах как простейший способ выхода в бессознательное[1].

В наши дни синтезирование ЛСД дало в руки психиатров поразительное по своей силе средство направленного воздействия на психику человека. В этом отношении особенно интересна книга чешского психиатра С.Грофа [Grof, 1976], работающего теперь в США, в которой описывается 17-летний клинический опыт применения ЛСД с целью намеренного выхода в бессознательное (позднее мы вернемся к обсуждению материалов этой книги).

Сейчас мы можем с некоторым удивлением констатировать, что выход в ИСС может осуществляться, наверное, при любых экстраординарных соматических состояниях человека, в том числе, скажем, и в спорте [Murphy & White, 1978; Jerome, 1980].

Выяснилось также, что ИСС могут быть вызваны и более или менее обычными для нашей повседневности соматическими изменениями, к примеру [Ludwig, 1966]:

... нарушением метаболизма, сенсорных восприятий интенсивных эмоциональных возбуждений, а также принудительной релаксацией... пребыванием в длительном морском путешествии. Этот феномен наблюдается и при острых психозах, гипнотических трансах, анестезии и конвульсивных приступах (с. 255).

Кроме того, ИСС фиксируется в переживаниях опыта реанимации (Russell, 1974].

Накопленный сейчас опыт: сходство описания проявлений бессознательного, достигнутого различными средствами, общность символики, в которой выражена семантика бессознательного, глубокая архаичность, инвариантность ко всему многообразию культур, – все это и многие другие факты, о которых мы будем говорить позднее, позволяет утверждать, что здесь мы имеем дело с неким феноменом, единым по своей природе, связанным не с каждым человеком в отдельности, а с человечеством в целом. Отсюда как будто бы следует, что и экспериментальные приемы выявления этого феномена должны нести в себе нечто достаточно общее. Однако приходится констатировать, что в такой широкой постановке эту проблему еще никто не исследовал.

В название этой главы мы вынесли всего одно слово – медитация. В европейских языках этот термин происходит от латинского слова meditatio, которое во французском и английском языках превратилось в слова meditation, meditation, одно из значений – созерцание. Еще не так давно этот термин имел вполне четкое значение. Им обозначались некоторые хорошо отработанные методы созерцания, позволяющие выходить в ИСС (которые мы склонны отождествлять с проявлением нашего бессознательного), не утрачивая при этом сбалансированности психики.

Приемы медитации разрабатывались так, чтобы медитирующий легко и непринужденно мог возвращаться в обычное, привычное для него, дневное состояние сознания.

В самое последнее время интенсивное и разностороннее изучение бессознательного показало, что те ИСС, в которые можно выходить в результате некоторых упомянутых выше естественных – спонтанно протекающих соматических процессов, также можно идентифицировать как медитативные состояния. Сюда же относятся состояния, возникающие под влиянием психоделических или – в иной терминологии – галлюциногенных веществ. Смысл, вкладываемый в термин медитация и особенно в производное от него понятие медитативное состояние, необычайно расширился.

Современная психология и психиатрия, по крайней мере, в США, постепенно начинает привыкать к этому термину и стоящим за ним концептуальным представлениям. Хотя это все еще аппендиксное направление в психологии сегодняшнего дня – в основном ее русле на Западе мы до сих пор видим два течения, психоанализ и бихевиоризм. В стороне от основного русла остался и Джемс – одна из самых ярких фигур американской психологии прошлого [Taylor, 1978], которого можно рассматривать как предтечу направления Трансперсональной психологии.

Медитации посвящена сейчас огромная литература, правда, в основном на английском языке. На русском языке краткое современное изложение этого вопроса впервые было дано в книгах [Налимов, 1978 а; 1979 а], а теперь появилось довольно много переводных публикаций.

Если ограничиваться самыми простыми представлениями о медитации, то можно утверждать, что целью медитации является выход за логически структурированное сознание, с тем чтобы попытаться взаимодействовать с Миром не через умозрение, а непосредственно, входя в него, сливаясь с ним. Поэт, как утверждает Сэлинджер, не тот, кто пишет стихи, а тот, кто обладает способностью непосредственного знания вещей: вдохновения, а не складывания.

В медитации эта способность реализуется. Можно сказать, что медитация, таким образом, есть способ поэтического восприятия Мира через непосредственный контакт с сущностью вещей.

В ином понимании – это способ расширения границ сознания, раздвижения его шкалы. Другими словами, медитация – это путешествие по неведомым нам глубинам нашего сознания. При таком понимании медитации мы, естественно, должны исходить из того, что наше сознание несравненно шире той его части, которая проявлена в дневном – бодрствующем – его состоянии. Нам приходится допускать возможность того, что, говоря метафорически, сознание человека имеет космическую протяженность: возникает представление о Семантической Вселенной, которой мы сопричастны. Однако такая – холистическая – концептуализация выглядит уже как вызов, брошенный парадигме современной науки. Но, испугавшись своей собственной мысли, мы должны будем отказаться от изучения человека во всей сложности его проявлений. Так по преимуществу и поступает современная психология.

Существует много различных методов медитации, но на начальных стадиях обучение обычно сводится к фокусированию и концентрации внимания на предмете медитации (углубленному созерцанию) без сопротивления непрерывному потоку образов, без попыток их удерживания, узнавания. Узнаванием можно было бы в данном случае назвать наработанную и постоянно действующую привычку приноравливания, прилаживания Мира к нашим мыслям. И если Мир сопротивляется (т.е. процесс приноравливания не происходит сам собой, как бы механически), то осуществляется акт насильственного прилаживания – подгонки. Все это является результатом нескончаемого внутреннего диалога, сопровождаемого непрерывной концептуализацией – «смотрением на Мир извне, со стороны». «Видение» его – взаимодействие с ним изнутри – становится возможным только тогда, когда внутренний диалог остановлен, когда прекращена концептуализация – называние. И это оказывается важным не потому, что так уж ошибочен поиск объяснений, а потому, что ошибкой являются непрерывные попытки поиска подходящих объяснений, так как они представляют собой не что иное, как «погоню за рефлексиями своих идей».

Психосоматическим критерием остановки внутреннего диалога может служить состояние легкости, парения. Пример из книги Кастанеды [Castaneda, 1974 b]:

Мой внутренний мыслительный процесс остановился, и я почувствовал себя во взвешенном состоянии, плывущим.
Я говорил тебе, что внутренний диалог есть то, что приземляет нас (с. 22).

В нашем эксперименте, который будет подробно описан в главах 13-15, мы останавливали внутренний диалог средствами аутогенного тренинга (AT), называя этот процесс деавтоматизацией сознания, или снятием логической структурированности. Остановка внутреннего диалога – это этап, предваряющий собственно медитацию.

В статье У.Панке и У.Ричардса [Panke, Richards, 1963] приводятся следующие 9 категорий медитативных состояний:

1) недифференцируемая целостность сознания;
2) убежденность, возникающая как озарение, в существовании предельной реальности, по сравнению с которой реальность ощущений – иллюзорна;
3) трансцендирование пространства и времени;
4) ощущение духовности и ценности человека;
5) ощущение радости и умиротворенности;
6) парадоксальность – восприятие Мира через нарушение законов Аристотелевой логики;
7) невыразимость средствами обыденного языка;
8) временность переживания особых состояний сознания (возвращение к обычным состояниям сознания, в отличие от психоза);
9) укрепление веры в собственные творческие возможности.

Но это, естественно, только описание медитативных состояний в их простейших проявлениях.

Литература по медитации необычайно богата и многообразна. В плане регионально-исторической классификации мы можем говорить о практике медитаций в буддизме, в йоге, в тибетском буддизме, дзен-буддизме, в суфизме, исихазме, в западноевропейском монастырском и орденском мистицизме... Можно также говорить о современном применении Трансцендентальной медитации в терапевтических целях с широко разветвленной системой платных курсов в США, об оздоровительной медитации для детей и об экспериментальной медитации в клиниках[2].

Классификации техники медитации посвящены публикации Гоулмана [Goleman, 1972], в которых библиография содержит 126 наименований. Автор опирается в своей работе на Visuddhimagga – буддийский источник V века нашей эры.

Приступая к систематическому исследованию многочисленных медитативных практик, в качестве ориентира можно использовать руководство Visuddhimagga, которое является основой типологии, позволяющей рассортировать различные техники по используемым приемам, невзирая на их концептуальные обрамления (с. 152).

В литературе, посвященной медитации, сейчас широко используется классификационная дихотомия: концентрация – инсайт. Вот что говорит об этом Гоулман в упомянутой выше работе:

В сфере ума (mind) метод является решающим: достигаемое состояние сознания зависит от выбора способа «попадания». В той мере, в какой тема каждой медитации определяет уровень погружения, достигаемый с ее помощью, – используемая техника определяет путь следования: инсайт (проникновение в сущность, озарение) или концентрация (сосредоточение). Если ум в состоянии самадхи сливается с предметом медитации, а затем выходит за его пределы, достигая более высоких уровней jhana, то медитирующий следует путем концентрации. На пути инсайта ум наблюдает собственную деятельность, отслеживая тончайшие срезы своих проявлений, все более отрешаясь от плодов этой деятельности до состояния полного отключения какого-либо осознавания в нирване. Великие традиции, развившиеся из этих двух направлений, в общих чертах могут быть различаемы по целям: стать «Единым» или «Ничто». Единый – это путь самадхи, слияния с предметом, растворения личностного в единении с Self (сущностью). Ничто – это путь нирваны, когда ум рассматривается как предмет, в котором все явления, включая и сам ум, в конце концов, осознаются как пустота, в которой эго-я – растворяется в ничтойности.

Есть третий путь, объединяющий Единое и Ничто; vipassana, как определяет Visuddhimagga, возможно, есть лучший пример интегрированной практики, включающей как концентрацию, так и инсайт. Объединенные, они не просто дополняют друг друга, но скорее взаимодействуют. Концентрация усиливает эффективность инсайта, а порожденная озарением отрешенность облегчает концентрацию. Такое взаимодействие достигается только при условии использования концентрации на уровне подхода, приближения, так как в состоянии jhana не бывает инсайта. В системах, использующих оба пути, результатом интеграции становится достижение нирванического состояния и сопутствующая редукция эго. Динамику взаимодействия Единого и Ничто можно записать формулой: 1 x 0 = 0.

Интегрировано: Единое и Ничто. Концентрация и инсайт объединяются и взаимодействуют, завершаясь в нирване; 1 x 0 = 0.

Концентрация: Единое

Самадхи ведет через jhana; разум сливается с предметом в Единство.

Инсайт: Ничто

Mindfulness (ум во всей полноте проявлений) завершается в нирване; ум отслеживает свою собственную работу до момента ее прекращения (с. 152-153).

Резюмируя все изложенное выше, можно сказать, что медитация в полноте своего проявления – это способ вхождения в такое состояние сознания, когда можно просто Быть. Быть в состоянии свободного бытия, в его абсолютной непринужденности. Быть, не действуя, не ощущая внешнего Мира, не думая. Быть, не ощущая своей персональности, своей отделенности – отчужденности от целостности Мира. Быть в состоянии Небытия, достигнуть предельной реальности – состояния Ничто, о котором мы так много говорили ранее.

По-видимому, человечество всегда ощущало необходимость хотя бы на время деавтоматизировать сознание, т.е. выйти за пределы как себя, так и той культуры, образующей Я человека, которая заставляет видеть Мир и действовать согласно некоему, хотя и размытому, но все же реально существующему трафарету. Эта задача раньше всегда возлагалась на религию, но она способна ее выполнять только до тех пор, пока не закостенеет в догматизме. Поэтому именно там, в эзотерических школах, накоплен соответствующий тысячелетний опыт, известный как мистический, космический, трансцендентный.

Этот опыт труден для научного восприятия и анализа, так как состояния медитации принципиально невербализуемы. О них можно сообщать только намеком, выраженным символами и интерпретируемым в терминах и представлениях той или иной культуры, хотя по самой своей природе любой мистический опыт инвариантен ко всему многообразию своих проявлений через множество религиозных систем и философских представлений психокосмогонического звучания. Отсюда следует важное утверждение о том, что языковые представления всех религиозных систем в сущности синонимичны. Именно поэтому, отказавшись от предрассудков владения единственной истинной верой, можно воспринять весь религиозный опыт целостного человечества. Экуменизм в его мировоззренческом плане осознавался давно («... где нет ни Еллина, ни Иудея...» [Кол 3, 11]), но теперь вышел на поверхность как логическое завершение духовной эволюции человечества.

В последующих параграфах этой главы мы попытаемся дать некоторое – неизбежно эскизное – представление о различных приемах медитации и порождаемых ими состояниях сознания, никоим образом, конечно, не претендуя на полноту охвата всего известного сейчас материала. Мы будем обращаться как к религиозному опыту, так и к исследованиям, носящим строго научный характер.

Б. О практике медитации

Медитативная практика, как уже говорилось, необычайно многообразна. Наверное, каждый человек, в конце концов, вырабатывает собственные приемы взаимодействия со своим бессознательным, подчас не отдавая себе в этом отчета.

Но все же возникло и множество отобранных методов, ставших типовыми. Им можно обучаться. Одни требуют всего нескольких минут в сутки, другие рассчитаны на полное, непрекращающееся погружение. Тишина и уединенность – непременное условие для одних и не обязательное для других: учителя Дзен, например, предлагают погружаться в медитацию в суете будничной деловой жизни.

Появились разнообразные руководства для желающих медитировать. Мы укажем здесь лишь некоторые: [Emmons, 1978], [Allen, Gawain, Bernoff, 1978], [Tarthang Tulku, 1978), [Chitrabhanu, 1979], [John-Roger, 1976, a, b, c], [Ram Dass, 1978[3]]. Опубликована и обстоятельная, аннотированная библиография [Gawain, 1978].

Эти руководства являются путеводителями-гидами по медитациям в буквальном смысле слова, так как содержат подробные описания не только техники, но и тех переживаний, которые может испытывать человек, погружаясь в себя. Они проводят медитатора по сферам его сознания, отмечая отрицательные и положительные стороны процесса релаксации – освобождения от различного рода напряжений.

Широкое обращение к методикам релаксации (о чем можно судить по обилию литературы по этому вопросу) не случайно. Западная культура в своей устремленности к овладению Миром учит постоянному напряжению, результатом чего является эмоциональный и ментальный стресс, компенсация которого носит, как правило, стихийный, разрушающий характер (например, алкоголь; в том же ключе можно рассматривать некоторые танцевальные ритмы, хотя сам танец – это форма мистериальных групповых действий, ритм которых может менять состояния сознания, справляясь со стрессовыми ситуациями). В современном контексте релаксация носит терапевтический характер, а медитация есть естественная форма релаксации, которая не только снимает стрессовые состояния, принося положительные психосоматические результаты, но учит также управлению умом и эмоциями, знакомя с содержанием внутреннего Я человека.

В популярном путеводителе Джона-Роджера[4] [John-Roger, 1976 а], который ведет многочисленные семинары в различных странах мира, духовным ядром предлагаемых медитативных упражнений является Свет[5].

Об этих методиках хочется рассказать подробнее, потому что именно Свет стал главной действующей силой, «героем» тех мифов, которые записаны в самоотчетах наших испытуемых в групповых медитациях со словами: СВОБОДА – РАБСТВО – ДОСТОИНСТВО (подробно они описаны ниже, в гл. 13). Именно Свет побеждал тьму, именно Свет оказывался той средой, где становится возможным полет – парение, переживание которого приносит покой и радость. Свет оказывается носителем энергий сильных и действенных, способных устранить все отрицательное.

Автор советует, перед тем как приступить к медитации, «настроить сердце на добрый лад» и призвать Свет в помощники, чтобы защитить, очистить и наполнить.

Успеху медитации может способствовать заранее проведенная подготовка: выбор места, где никто не сможет помешать, подходящего времени, отключение телефона, предупреждение «Прошу не беспокоить», вывешенное (при необходимости) на двери, утоление жажды и голода (много есть и пить при этом не рекомендуется: чуть-чуть, просто чтобы не думать о еде и питье). Одним словом, нужно сделать все, чтобы устранить различные помехи.

Необходимо также выбрать удобную одежду, затем надо сесть и какое-то время оставаться в спокойной позе, стараясь расслабиться. Это позволит ощутить, как энергия свободным потоком струится по телу. Все, что происходит в физическом пространстве вокруг, не должно отвлекать. Можно узнавать происходящее (телефонный звонок, стук в соседней квартире) и не обращать на это внимания, быть отстраненным, погружаясь во внутренний мир, в глубины самого себя.

В медитативных упражнениях принято использовать фокусирующий внимание объект, с помощью которого направляют энергию Света.

Фокусирующим центром могут служить вода или пламя, отдельный звук или мантра[6], которую можно повторять нараспев – вслух или про себя. Можно сосредоточенно следить за дыханием.

«Среди духовных упражнений существуют такие, которые работают только с определенными областями сознания, но общая цель всех духовных упражнений без исключения – восхождение к более высоким, тонким и очищенным состояниям сознания и понимания. Это восхождение длится до тех пор, пока не осуществится прорыв сквозь иллюзии к духовному сознанию (с. 5).

Работая с любой из медитаций, предлагаемых в этой книге, вы поймете, что имеете дело с более высокими энергиями, чем те, с которыми вы взаимодействуете обычно. В медитациях можно почувствовать интенсивность и силу этих энергий. Когда приходят духовные энергии, возникает ощущение тепла, вызванное интенсификацией кровообращения под их влиянием. В руках, ногах, голове могут появиться ощущения покалывания, напоминающие слабые электрические токи. Работа с этими энергиями может сопровождаться изменением зрения – изображение смещается, расплывается. Это явление может сохраняться в течение некоторого времени и после завершения упражнения, что вполне естественно. Предлагаемые упражнения направлены как раз на то, чтобы расширить границы сознания – выйти из привычных сфер и перейти в более высокие, более тонкие. Зрение возвращается к «нормальному состоянию» очень скоро, так что будьте спокойны...

Во время медитации можно видеть цвета. Это могут быть отраженные цвета вашей собственной ауры или свидетельство присутствия духовного учителя. Если же вы видите пурпурный цвет, то это означает, что сознание Мистического Сопровождающего находится с вами, помогая облегчить вашу карму. Единственное, что следует делать в таких случаях, – просто фиксировать этот факт, не более...

Во время медитации можно почувствовать, что тело меняет форму или размеры. Могут появиться ощущения, что оно стало огромным и заполняет всю комнату. Или, наоборот, что оно становится все меньше и меньше, что уменьшаются все предметы вокруг, словно вы удаляетесь от них. Не пугайтесь. Все правильно. Продвижение в более высокие области всегда сопровождается такими ощущениями (с. 6-7).

Когда тело получает духовные вибрации, чистая энергия этих вибраций освобождает сознание от накопленных негативных содержаний. Поэтому в середине медитации, например, вы можете вдруг поймать себя на «отвратительных» мыслях, грубых, злых словах. Или испытать душевное волнение, возбуждение, вызывающее сильное ощущение беспорядка, дисгармонии, беды, несчастья. Или вдруг «увидеть» тревожные образы. Все это – те мысли, чувства и впечатления, которые подавлялись или загонялись в нижние слои сознания. Во время медитации они всплывают на поверхность. Свет освобождает их. Не беспокойтесь. Не пытайтесь их остановить. Пусть выйдут наружу слова, эмоции, впечатления. Плачьте, если хотите. Это как раз та ситуация, когда вы можете очистить себя и сделать еще один шаг в направлении истинной реальности, вашей сущности. Область Духовного недоступна неочищенному сознанию. Поэтому, если нарушается равновесие, появляется дисгармония, не «застревайте» в ней, просто наблюдайте, принимайте все как есть, доверяясь Свету, прощая себя.

Все растворяется в Свете, освобождая, очищая вас. Это и есть свобода (с. 7).

Когда вы занимаетесь духовными упражнениями, ваше сознание бодрствует, и вы соприкасаетесь с очень активными силами. Некоторые люди, если они занимаются перед сном, обнаруживают, что после упражнений не могут спать – полученная энергия так велика, что они не в состоянии перекрыть поток. Другие же, наоборот, считают упражнения верным средством для хорошего сна. Они занимаются в течение 30 минут и сразу засыпают. Посмотрите, как действуют упражнения на вас. Все реагируют по-разному, реакции очень индивидуальны. Одни упражнения могут приносить сон, другие – бодрость. Я просто предупреждаю вас о том, что результаты могут быть такими. Если вы слишком взбадриваетесь, не занимайтесь на ночь, найдите для ваших духовных упражнений время среди дня или пораньше вечером (с. 7-8).

Довольно часто случается так, что медитация оказывается успешной, и вы действительно достигаете такого момента, когда сознание перемещается внутри вас, предметы теряют очертания, и вы в какой-то степени освобождаетесь от тела, но после такого опыта вдруг обнаруживаете, что вам трудно «вернуться на землю», приспособиться к физическим энергиям. В таком случае воспользуйтесь одним из двух способов, возвращающих сознание в физические пределы, «приземляющих его». Первый рекомендует сделать несколько глотков воды и немного полежать, растянувшись. Согласно другому – необходимо вслух или про себя произнести звук «И». Начиная возможно более низким голосом, вы тянете звук «и-и-и-и-и-и-и-и», повышая голос до самого высокого, на какой только способны, а затем воспроизводите эту гамму в обратном порядке – от высокого к низкому. На это уходит всего две секунды. Повторите упражнение несколько раз и вскоре почувствуете, что пришли в себя на удивление быстро (с. 8-9).

Необходимы ежедневные занятия. Найдите время среди дневной суеты для сосредоточения, для ухода от мирских забот и вспоминания того, что вы духовны, божественны, что через Душу вы есть продолжение Верховного Бога. В покое этих упражнений, оставаясь наедине с собой, вы пребываете с Ним. Это время вашего союза с Ним, вашего пробуждения в Свете (с. 9-10)».

В руководстве, которое столь обширно было процитировано выше, содержатся методики следующих упражнений:

Дыхательная медитация
Священные звуки
Медитация Ра
Медитация Со Хонг
Медитация Тхо
Странствование в пространстве
Медитация с пламенем свечи
Медитация с водой

Каждая из них содержательна и интересна. Приведем в пересказе текст Дыхательной медитации [John-Roger, 1976], который был использован в серии наших медитативных экспериментов со словом ВРЕМЯ (см. гл. 15 этой работы).

Я расскажу вам о дыхательной медитации. Она возможна в любое время, в любом месте. Упражнение очень полезно при стрессах и волнениях. Оно помогает успокоиться, улучшает настроение, исцеляет, умиротворяет тело, ум, эмоции. Но вы при этом бодрствуете, а не спите. Упражнение усиливает концентрацию и просветляет сознание. Оно меняет ритм, переключает, улучшает адаптацию, уравновешивает. Это духовное упражнение. Оно приносит покой, который остается с вами, что бы ни произошло.

Ваш покой передается окружающим и помогает им.

Если вокруг суета, шум и гомон, если кто-то раздражает вас, торопитесь приступить к дыхательной медитации. Она изменит ритм, вернет самообладание. На это уйдет всего 15 минут.

Сядьте удобно, закройте глаза.

Дышите носом, сознание устремлено к дыханию, сосредоточено на нем.

Дыхание замедляется. Хорошо. Я расслабляюсь, успокаиваюсь. Могу дышать реже, медленнее. Вдох – выдох. Слежу за дыханием, ощущаю его.

Если хочется, могу вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Могу покашлять. Это естественно. Так снимаются напряжения.

Могу начать слышать звуки внутри себя. Хорошо. Остаюсь в потоке. Наблюдаю дыхание.

Могу почувствовать беспокойство. Начинаю «оглядываться» – значит, сбился с пути, вышел из потока, застрял на дороге. Собираю цветы или очарован игрой света. Это – иллюзия, рассеянность.

Возвращаюсь к дыханию. Сосредоточиваюсь на нем.

Упражнение успокаивает. Успокаиваясь, собираю себя.

Появляются странные образы. Вижу сны. Знаю, это – напряжения и условности. Так они вспыхивают в сознании, растворяясь в потоке.

Продолжаю следить за дыханием. Голова становится легче и светлее. Это расширяется сознание.

Чувствую покачивание.

Это энергия Света. Свет помогает мне.

Продолжаю следить за дыханием. Это просто. Включается третий глаз. Продолжаю дышать. Остаюсь в потоке. Наблюдаю его. Мысли, образы, ощущения, все, что мелькает в сознании, – все мимо.

Только вдох и выдох.

Мир и покой.

Продолжаю дыхательную медитацию.

Оптимальное время дыхательной медитации по Джону-Роджеру 15–30 минут. Продолжительность упражнения соответствует индивидуальным особенностям медитатора.

Хочется привести тексты и двух других медитаций, цели и результаты которых также интересны и существенны.

Первая – Медитация Ра (в пересказе), вторая – Медитация на пламя свечи [John-Roger, 1976 а].

Медитация Ра

Мантра Ра очень древняя.

Это могущественное созвучие, вдыхающее силу в наше сознание.

Повторяют ее ограниченное число раз. Это особенно существенно в начале разучивания, так как могут появиться головокружение и тошнота.

Она особенно эффективна при пониженном тонусе для восстановления энергии.

Готовясь к тяжелой физической работе, также не мешает пропеть ее.

Произносится она вслух, громко, протяжно. Можно при этом смотреть на себя в зеркало. Процедура речитатива мантры Ра следующая: сделайте несколько вдохов и выдохов, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Вспомните о свете. Пригласите его руководить, защищать, помогать.

Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 2 секунды и на выдохе произносите вслух нараспев «ЭРРРРРРРААААААА».

Закончив, выдохните весь оставшийся воздух. До конца. Затем снова глубоко вдохните и на выдохе повторите «ЭРРРРРРРААААААА». Выдохните весь оставшийся воздух. И еще раз всю процедуру: глубокий вдох – выдох + мантра – окончательный выдох. Сделайте перерыв. Дышите обычно – непринужденно.

После перерыва повторите упражнение, проделав его трижды, как и раньше.

Снова отдохните – подышите спокойно, и снова трижды повторите упражнение. Таким образом, вся процедура включает три этапа, на каждом из которых упражнение выполняется по три раза. Между этапами – перерывы.

Помните, что энергии этой мантры могущественны и указанный цикл вполне достаточен.

Мантру распевают громко, с усилием, ощущая поток выдыхаемого воздуха и энергию этого слова.

В процессе упражнения вы начинаете чувствовать прилив энергии и сил.

Могут возникнуть неожиданные явления – вспышки света, яркие цвета.

Подняв руки над головой, на расстоянии 15–30 см можно почувствовать свою ауру, так как энергия мантры усиливает биополе.

Упражнение можно выполнять и по-другому. Встаньте прямо, опустите руки вдоль тела. На вдохе прямые руки поднимаете через стороны вверх над головой. Затем на выдохе, энергично распевая «ЭРРРРРРААААААААА», одновременно опускаете руки до исходного положения. Такое исполнение упражнения еще более эффективно.

Силовое поле тела, меняющееся по мере выполнения упражнения, можно начать чувствовать, поднимая и опуская руки.

Оно усиливает ауру, расширяет ее, восстанавливает циркуляцию энергии, наделяет жизнью, силой и тело, и сознание.

Медитация на пламя свечи

Эта медитация особенная, так как соотносится с могущественной энергией огня. Важно отметить, что огонь – это всегда «обоюдоострое» оружие. Огонь можно применять с большой пользой, обогревая жилища, приготовляя еду, строя, украшая, создавая красоту. Но тот же огонь может стать, как известно, страшной разрушительной силой. Поэтому мы рекомендуем к каждой медитации, работающей с пламенем, относиться очень серьезно, уважая его силу и сохраняя здравый смысл, чтобы ее контролировать.

Готовясь к медитации, прежде всего надо найти достаточно длинную свечу, чтобы можно было отчетливо видеть пламя. Форма и размер свечи не имеют значения, главное – длина, так как не рекомендуется смотреть на пламя сверху вниз. Его надо видеть перед собой. Пламя должно находиться на уровне глаз или несколько выше. Необходимо хорошо укрепить свечу на подставке. Полностью запрещается выполнение упражнения лежа в постели, а также в любом другом месте, где присутствие огня может стать опасным. По окончании медитации свечу следует сразу же потушить. Исполнение этих простых правил совершенно необходимо.

Найдя подходящее место и свечу, зажгите ее, сядьте удобно и, обращаясь к Свету за помощью и покровительством, попросите также и о том, чтобы медитация оказалась благотворной.

Упражнение может сопровождать негромкая музыка, если это не мешает. Музыка помогает удерживать внимание сфокусированным, что чрезвычайно важно при работе с сознанием.

Начинайте пристально смотреть на пламя свечи, стараясь перенести свое сознание прямо в источник света. Наблюдайте, что происходит внутри и вокруг пламени, отмечайте ощущения и реакции вашего тела. Следите за тем, чтобы во время пристального смотрения на пламя не соскользнуть в трансоподобное состояние, что очень легко в этой медитации. Важно следовать пульсации энергии, ритму ее движения от пламени и к нему или же ритму ее восхождения вверх.

Пламя свечи сжигает избыточную энергию. Именно поэтому созерцание пламени оказывает такое благотворное, гармонизирующее действие; именно поэтому так приятно бывает зажечь огонь в доме. Он сжигает и видоизменяет избыточную энергию. Огонь оказывается чрезвычайно полезным в тех случаях, когда члены семьи или собравшиеся в доме люди эмоционально возбуждены и необходимо нейтрализовать эту ситуацию. Горящая свеча очищает пространство от избыточной энергии, помогает восстановить психологический баланс и сохранить гармонизированное состояние, защищающее от отрицательных воздействий.

Пламя имеет энергетическое поле, и когда вы всматриваетесь в него, то начинаете различать цвета этого поля. Можно увидеть многообразие цветовой гаммы с наружной стороны пламени, рассматривая форму пламени. Можно увидеть пламя как сияние сферической формы, значительно превышающей размеры самого пламени. Это сферическое сияние может пульсировать на самом кончике пламени или над ним. Основные цвета – зеленый, голубой и красный, а также пурпурный, который видим лишь в том случае, когда вы настроены на частоты духовных сфер. Иногда можно наблюдать радужное свечение внутри пламени.

Существует определенная сила, работающая с пламенем. Это жизненная сила, форма сознания, соответствующая миру божеств (нижних уровней мира ангелов), частью которого является огонь. Вспомните библейскую историю о пророке, который был брошен в печь на сожжение. И явился ангел и защитил его, и он остался невредим в полыхающем пламени. Явившийся ангел был огненной элементалью, или ангелом огня. Такие сущности повелевают огнем. Они контролируют пламя, управляя всеми его проявлениями. Есть люди, созвучные этим формам, настроенные на них. Некоторые из них могут снимать ожоги, так как умеют работать с повелителями огня.

<…> ā kāya



[1] В православии глухим отголоском этого является использование кадила с ароматическим дымом.

[2] Мы не приводим здесь библиографии по технике медитации – это слишком загромоздило бы работу. Хорошим, тщательно аннотированным библиографическим источником может служить путеводитель The Yes! Guide книжного магазина в Вашингтоне, специализирующегося на книгах для внутреннего развития [Popenoe, 1976]. Проблемам, связанным с изучением медитативных состояний, посвящен издаваемый в США The Journal of Transpersonal Psychology (журнал выходит дважды в году начиная с 1969 г.). В сборнике [Tart (ed.), 1963] приведена библиография в 1000 наименований. См. также [Shapiro, Walsh (eds.), 1984].

[3] В книге Рам Дасса на последних 170 страницах дается информация о медитационных центрах и местах уединений в США.

[4] Джон-Роджер является руководителем курсов «Развития внутреннего духовного знания» (Movement of Spiritual Inner Awareness).

[5] Здесь уместно процитировать книгу [Лосев, 1993]:

Итак, диалектика основана на мистике света. Чтобы всю умную интуитивность эйдоса и идеи по Платону или Плотину, надо иметь в виду, что эйдос есть по Плотину, свет. Кто читал Плотина, тот знает, насколько часто говорит Плотин о свете в отношении ума (с.340)

[6] Подробнее речь о мантре пойдет ниже, после медитации Ра.



Назад в раздел