События
 

31.10.2013 Две картины художника Александра Панкина

В разделе «Сообщество» в подразделе «Труды членов сообщества» представлены две картины художника Александра Панкина, посвященные В.В.Налимову.  

31.10.2013 Переиздание книги «В поисках иных смыслов»
Переиздана книга В.В.Налимова «В поисках иных смыслов».

31.10.2013 Статья В.Голованова «Анархизм: от идеи к движению, от движения – к массам»
В разделе «Сообщество» в подразделе «Труды членов сообщества» размещена статья эссеиста, писателя, путешественника 
Василия Ярославовича Голованова «Анархизм: от идеи к движению, от движения – к массам».

26.10.2013 Новый подраздел на сайте

На сайте в разделе Сообщество появился новый
подраздел Труды членов сообщества 

25.03.2013 Налимовские чтения
Мы продолжаем собирать и публиковать материалы о Налимовских чтениях. В раздел «События»
добавлена информация из научного журнала «НАУКОВЕДЕНИЕ» за 2002 г. о вторых Налимовских чтениях. 

19.01.2013 Страница В.В.Налимова Вконтакте
Посетите страницу В.В.Налимова Вконтакте 
http://vk.com/vasilynalimov

18.09.2012 Российская Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии (АТПП)

Трансперсональный подход в практике психотерапии и коучинга. 11-я ежегодная конференция. Москва, Институт Психоанализа. 29-30 сентября 2012 г.

03.09.2012 Страница В.В.Налимова на facebook

Посетите страницу Василия Васильевича на www.facebook.com

22.12.2011 Сборник трудов конференци, МГУ, 2011

Василий Васильевич Налимов – математик и философ (к 100-летию со дня рождения В.В. Налимова): Материалы международной научной конференции, Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, Музей Землеведения МГУ, 9–10 ноября 2010 г. М.: МАКС Пресс 2011.

09.11.2010 К 100-летию со дня рождения Василия Васильевича Налимова

МГУ им. М.В.Ломоносова
Международная научная конференция
Василий Васильевич Налимов – математик и философ
Москва, 9–10 ноября 2010 г.

Хроника вторых Налимовских чтений

Хроника вторых Налимовских чтений 31.10.2001
Научный журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» издается с 1999 г.
Выходит 4 раза в год.

Научная жизнь

ХРОНИКА ВТОРЫХ НАЛИМОВСКИХ ЧТЕНИЙ

31 октября – 2 ноября 2001 г. в Сыктывкаре состоялись Вторые налимовские чтения, приуроченные к 91-й годовщине со дня рождения Василия Васильевича Налимова (1910–1997) и 135-й годовщине со дня рождения Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926)[1]. Инициатива проведения чтений принадлежит участникам Первых налимовских чтений «На изломе культуры» (Сыктывкар, 17–18 декабря 1999 г.) и российской научно-практической конференции «Россия, Республика Коми в XXI веке: социальная самоорганизация в контексте Универсальной истории» (Ухта, Сыктывкар, 22–24 января 2001 г.). Организаторами чтений являлись администрация главы Республики Коми (РК), Министерство образования и высшей школы РК, Министерство по делам национальностей РК, Администрация муниципального образования «Сыктывдинский район», Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. Как было объявлено организаторами, цель проведения чтений – популяризация и развитие идей выдающихся ученых, выходцев из Республики Коми К.Ф.Жакова, П.А.Сорокина[2], В.П. и В.В.Налимовых.

К открытию чтений был издан сборник «Мыслители – выходцы из земли Коми: В.П. и В.В. Налимовы» [1]. Подготовили и отредактировали издание молодые ученые Сыктывкара – философ И.В.Федорович и филолог Е.П.Шеболкина[3], включившие в него материалы Первых и Вторых налимовских чтений. Аннотация сборника поясняет цель их проведения: «Сборник посвящен творчеству научной династии: этнографа и финно-угроведа В.П. Налимова и его сына «Пифагора XX века» В.В.Налимова. Их наследие является началом, способным объединить многообразные культурные и научные подходы и системы, а именно в объединении и понимании на качественно новых основаниях нуждается сегодня наше общество. Ученые учат нас думать по-новому, видеть мир иначе, открывают нам иные, нетрадиционные смыслы. Мы только подступаем к настоящему изучению их работ, и нас ждет еще много удивительных открытий и озарений на этом пути».

Василий Петрович Налимов (1879–1939) родился в селе Выльгорт Сыктывдинского района РК недалеко от Сыктывкара. Он закончил Московский университет в 1912 г. по специальности «Антропология», затем преподавал в гимназии Дмитрова и в частном реальном училище Нижнего Новгорода. В 1917 г. после окончания магистратуры Казанского университета получил звание приват-доцента. В 1918–1922 гг. – профессор университета Нижнего Новгорода по кафедре географии и антропологии. В 1922 г. он переехал в Москву и несколько лет работал одновременно в нескольких местах: Втором МГУ (профессор землеведения), Тимирязевском научно-исследовательском институте и в угро-финской секции Научно-исследовательского института по изучению народов Востока. В 1928 г. В.П.Налимов был переведен в Географический научно-исследовательский институт при Московском университете. Там он работал до 1938 г., одновременно являясь научным руководителем работ по географической таксономии при составлении карты европейской части СССР в Институте геодезии и картографии (с 1931 г.). В 1938 г. В.П. Налимов был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной буржуазно-националистической организации в Коми АССР, отправлен в Сыктывкар, где умер в тюрьме во время следствия в декабре 1939 г. Реабилитирован в 1955 г.

Его сын Василий Васильевич Налимов в автобиографической книге «Канатоходец» так написал о научной деятельности отца: «Он вошел в русскую жизнь как инородец, сохранивший любовь к своему народу, изучавший его как этнограф и всегда считавший своим внутренним долгом показать, что малые и подавленные народности несут свое миропонимание, достойное изучения, философского осмысления и уважения» [2, с. 28].

Еще во время учебы в университете В.П.Налимов получил большую серебряную медаль Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, присужденную 15 октября 1907 г. «во внимание к его ценным работам по антропологии и этнографии зырян и в благодарность за доставленные Обществу лично собранные научные материалы о зырянах»[4]. А в 1910 г. он получает премию имени Великого князя Сергея Александровича за рукописный труд «Материалы по этнографии зырян и пермяков». В 1920-е гг. он публиковал результаты своих этнографических исследований в журналах «Коми Му», «Охрана природы» и в сборниках. С начала 1930-х гг. В.П. Налимов занимался проблемой картографической топонимии и в этой области исследований им оставлены многочисленные машинописные и рукописные работы. Он много времени уделял общественной деятельности: участвовал в создании Общества по изучению во­тяцкой культуры, состоял членом еще четырех обществ и Комитета содействия народностям Севера при ВЦИК.

В наши дни В.П.Налимов признан создателем нового научного направления – этнографической экологии и основоположником коми научной топонимии. В упомянутой выше книге В.В.Налимова приведена выдержка из газеты о лекции отца: «Не менее чем содержание лекции, интересна и сама личность лектора, являющегося настоящим зырянским Ломоносовым» [2, с. 66].

Основные доклады о В.П. Налимове были сделаны на Первых налимовских чтениях. На Вторых налимовских чтениях его жизни и деятельности были посвящены выступления сыктывкарских ученых на «круглом столе в музее культуры и истории в селе Выльгорт – родине ученого.

Главной фигурой Вторых налимовских чтений был его сын, Василий Васильевич Налимов. Он родился в 1910 г. в г. Москве. В 1929 г. поступил на математическое отделение физико-математического факультета МГУ, но работал во Всесоюзном электротехническом институте и в Институте контрольно-измерительных приборов. В 1936 г. В.В.Налимов был арестован по обвинению в антисоветской агитации и активном участии в контрреволюционной анархо-мистической организации. После 18-летнего пребывания в тюрьмах, лагерях и ссылках в 1953 г. он был амнистирован, вернулся в Москву и с 1955 г. стал работать редактором в Институте научной инфор­мации – ВИНИТИ АН СССР. В 1957 г. В.В.Налимов с разрешения Всесоюзной аттестационной комиссии без вузовского диплома защитил кандидатскую диссертацию. С 1959 г. по 1965 г. он работал в Государственном институте редких металлов, в 1963 г. защитил докторскую диссертацию. В1965 г. по предложению академика А.Н. Колмогорова перешел в МГУ на должность заведующего отделом математической теории эксперимента в новой межфакультетской лаборатории статистических методов. Там он работал 10 лет. В 1975 г. Отдел был преобразован в лабораторию математической теории эксперимента и переведен на биологический факультет МГУ, где В.В.Налимов и работал до последних дней жизни.

Как и его отец, В.В.Налимов много занимался преподавательской и общественной работой. С конца 1961 г. он руководил секцией «Химическая кибернетика» Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР, участвовал в работе отдела «Математические методы исследования» журнала «Заводская лаборатория», руководил Московским семинаром по планированию эксперимента, читал лекции в ряде учебных и научных организаций города, консультировал аспирантов и соискателей, готовящих кандидатские диссертации. В 1996 г. В.В. Налимов был избран Почетным академиком Российской академии естественных наук и награжден почетным знаком РАЕН «за заслуги в развитии науки и экономики».

В первый десятилетний период после возвращения из ссылки основные исследования В.В. Налимова были посвящены химической метрологии, химической кибернетике, математической теории эксперимента. В межфакультетской лаборатории МГУ, продолжая заниматься теорией экспери­мента, он начал развивать исследования по наукометрии, вероятностной модели языка, логико-методологическим проблемам науки, связанным с использованием математики для вероятностного описания мира. После перехода на биологический факультет МГУ он занимался проблемами философии науки, философии человека и вероятностного понимания природы сознания, применения вероятностного языка для изучения природы бессознательного и биологического эволюционизма. Разрабатывая вероятностно ориентированную теорию сознания, В.В.Налимов ставил задачу перебросить мост между миром семантическим и миром физическим, предвидя в будущем создание сверхъединой теории поля, которая позволит объединить эти аспекты реальности в нечто целостное. Мост между материей и сознанием он рассматривал как возможность серьезного обсуждения проблемы жизнь-смерть. Это «трагическое вопрошание» он считал основной мировоззренческой проблемой культуры наших дней. Его философия выстраивалась как вероятностная метафизика, обращенная к запредельным вопросам: в чем смысл жизни человека? в чем смысл Вселенной? И система суждений строилась так, что, обращаясь к науке, он мог выходить за традиционно установленные пределы. «Все замкнулось на возможность геометрического понимания основ мироздания» [3, с. 5].

В.В.Налимов опубликовал около 300 статей и 30 книг, многие из которых издавались на английском, немецком, французском, а также польском, венгерском и арабском языках. Две книги – по химической метрологии и планированию эксперимента – получили высокую цитируемость. По оценке Американского института научной информации, он занял место в списке «классиков цитирования». Четыре его книги философской направленности были изданы в США. Он являлся создателем нескольких научных направлений и лидером научных школ, среди которых наиболее известны школы по математической теории эксперимента и наукометрии. В ряде отечественных и зарубежных публикаций его называли одним из самых ярких философов современности, «русским провидцем», человеком-эпохой.

Многомерность личности В.В. Налимова отразилась и в программе чтений, в рамках которой прошел целый ряд мероприятий – научно-практических и культурных. Важной составляющей оказалось включение школьников, участие которых предварило и завершило Чтения.

Как своеобразное введение в Чтения 31 октября 2001 г., в Коми республиканском институте развития образования и переподготовки кадров со­стоялась городская межшкольная конференция «Возвращение Гараморта», посвященная 135-й годовщине со дня рождения К.Ф.Жакова. Ученики Гимназии искусств при Главе РК выступили с докладами, содержащими анализ национальных мотивов в художественных произведениях Жакова, Это была серьезная педагогическая акция, в ходе которой доклады живо обсуждались участниками и гостями конференции.

В тот же день состоялось официальное открытие чтений в Национальном музее Республики Коми. С приветственным словом от имени Главы РК обратилась министр культуры С.Г. Горчакова. О значении открывающейся конференции говорили также директор Национального музея В.М. Стрекалова и заместитель директора музея по науке И.Н. Котылева.

Главным событием открытия была презентация двух изданий: книги В В.Налимова «Искушение Святой Руси. На грани третьего тысячелетия» [4] и мемориального номера журнала «Scientometrics»[5], посвященного В.В.Налимову.

Книга В.В. Налимова состоит из двух частей, объединенных темой неизбежности трансмутации культуры наших дней. Первая часть, давшая название всей книге и публикуемая впервые, была написана еще в 1970-х и содержит анализ «трагически-мучительного эксперимента», участниками которого были все мы в советский период отечественной истории. Во второй[6] исследуются проблемы, требующие углубленной разработки с целью обновления культуры, эволюционирующей в условиях гигантского «космического эксперимента», в ходе которого проверяется возможность воплощения христианского идеала на Земле. Обсуждаемые в книге вопросы по существу и определили тему чтений: «Культура в XXI веке: катастрофа или трансформация?» Книга была представлена директором Коми книжного издательства П.М. Столповским и Ж.А. Дрогалиной-Налимовой (подготовившей ее к изданию).

Мемориальный номер журнала «Scientometrics» был представлен выпускающим его редактором доктором Манфредом Боницем (Дрезден, Германия), которому удалось реализовать идею главного редактора профессора Тибора Брауна. Это первый случай подобного выпуска в истории журнала, существующего с 1978 г. Объем номера вдвое превзошел объем обычного экземпляра. В своем выступлении доктор Бониц сказал: «С предложением создать мемориальный том этого журнала, в котором Василий Васильевич был членом редколлегии с 1980-х гг. до своей кончины, я согласился охотно. Но я не знал, что мне предстоит...». А предстояло объединить авторов разных стран и континентов и не только редактировать, но и переводить работы некоторых из них, согласовывать с ними варианты средствами электронной почты и посещать некоторые страны, в частности Россию. Бескорыстный энтузиазм М.Боница, поддержанный его коллегами и всеми, кто принимал участие в выпуске, воплотился в номер, представивший более 20 авторов из 9 стран, включая также и самого В.В.Налимова, одна из работ которого – «Философия числа: возможна ли метрическая герменевтика?» – была опубликована впервые.

В этот же день в Национальной галерее РК и гимназии искусств были открыты выставки картин: московского художника А.Н.Дьячкова (трансперсональный символизм), долго сотрудничавшего с В.В.Налимовым, сыктывкарской художницы И.В.Федосовой (этнофутуризм[7]), группы художников РК и учащихся гимназии, выставку в которой открыл министр образования и высшей школы Н.А.Садовский. Художественные образы, считал В.В.Налимов, придают вербальному тексту дополнительную размерность, поэтому он включал работы А.Н.Дьячкова в тексты свои книг. Завершился день большим концертом учеников гимназии.

В рамках чтений 1 ноября 2001 г. в Коми республиканском институте развития образования и переподготовки кадров прошла научно-практическая конференция: «Мыслители – выходцы из Коми земли: Василий Васильевич Налимов». С приветственным словом выступили заместитель главы Республики Коми А.К.Конюхов и ректор института Т.Г.Навазова. На конференции обсуждалась проблема культуры, находящейся «на изломе», в определении В.В.Налимова, и разные аспекты проблемы: философский, культурологический, науковедческий. Были заслушаны 11 докладов, которые условно можно разбить на три группы. В первую группу вошли доклады по общим вопросам творчества В.В. Налимова и по его исследованиям в ряде научных направлений. Здесь выступили: Ж. А. Дрогалина (Москва) «В.В. Налимов – учитель, человек, философ»; доктор технических наук, профессор Е.В. Маркова (Москва) (см. [6; 7]) «Кибернетический период в творчестве В.В. Налимова»; доктор технических наук Р.В. Сенюков (Москва) «Логические основания планирования социального эксперимента (встречи с В.В. Налимовым)».

Вторая группа включает доклады философской направленности. Сюда относятся выступления: доктора философских наук, профессора В.В.Казютинского и Ж.А.Дрогалиной (Москва) «Современные проблемы Универсального эволюционизма» (сфера его применимости и несовпадение понятия «универсального эволюционизма» с понятием самоорганизации; в контексте анализа эпистемологических проблем подробно обсуждается вероятностно ориентированное понимание глобального эволюционизма в философии В.В.Налимова); доктора биологических наук, профессора Л.И.Иржака (Сыктывкар) «Биологический аспект глобального эволюционизма» (вероятностные модели В.В.Налимова, позволяющие прогнозировать направление развития идей в области теоретической биологии в ближайшем будущем); В.В. Казютинского (Москва) «Антропный принцип, Универсальный эволюционизм и самоорганизация» (анализ подходов, вызревающих в философских основаниях постнеклассической науки, определяющих необходимость возврата к пониманию Вселенной как органического целого); кандидата философских наук, доцента И.В. Федоровича (Сыктывкар) «Общее в познавательных системах К.Ф.Жакова и В.В.Налимова»; кандидата филологических наук Е.П. Шеболкиной (Сыктывкар) «Этноментальные истоки творчества К.Ф.Жакова, П. А.Сорокина, В.П. и В.В. Налимовых». Собственно эта группа докладов наиболее полно соотнесена с темой Вторых налимовских чтений: «Культура в XXI веке: катастрофа или трансформация».

Третья группа докладов касается наукометрических и библиометрических работ В.В.Налимова. В докладе кандидата химических наук Ю.В.Грановского (Москва) «Наукометрические исследования В.В.Налимова» рассмотрены основные этапы развития его работ в этой области. Его первая наукометрическая работа появилась еще в конце 1950-х гг., но большое внимание этой тематике он стал уделять после перехода в МГУ. На советско-польском симпозиуме по науковедению летом 1966 г. (Львов) В.В.Налимов в своем докладе осветил многие вопросы математического моделирования процессов в науке. Тогда же им и был введен термин «наукометрия» для обозначения научного направления, входящего в науковедение и использующего количественные методы для изучения развития науки. В конце 1966 г. увидела свет его большая статья, посвященная основным проблемам наукометрии и подходам к их решению. Тогда же вокруг него образовался неформальный коллектив – основа наукометрической школы В.В.Налимова. Члены коллектива проводили наукометрические исследования в различных областях науки. В совместных работах была сформулирована информационная модель процесса развития науки и даны рекомендации по систематическому статистическому анализу информационных потоков. В 1969 г. была опубликована монография В.В.Налимова по наукометрии (совместно с З.М.Мульченко), затем переизданная в Польше и в Венгрии. Позднее появились наукометрические работы В.В.Налимова по сравнению науки и биосферы, географическому распределению научной информации, изменению потребности в работниках интеллектуального труда. В 1980 г., по предложению доктора Юджина Гарфилда, В.В.Налимов стал редактором-консультантом журнала «Scientometrics» и опубликовал в этом журнале несколько статей, а в 1987 г. за успехи в области наукометрии он был награжден медалью Дерека де Солла Прайса, присуждаемой редакционным консультативным советом журнала «Scientometrics».

В докладе доктора философских наук, профессора И.В.Маршаковой-Шайкевич (Москва) «Вклад В.В.Налимова в библиометрические исследования науки» отмечено, что В.В.Налимов является основателем наукометрии в России (см. [8; 9]). Его идеи по наукометрическому и библиометрическому анализу информационных потоков находят применение в современных исследованиях, таких, например, как оценка вклада стран в развитие мировой науки (естественные, социальные и гуманитарные дисциплины) на базе данных Института научной информации США, включая вклад российской науки в различные области знания.

В докладе доктора М. Боница «В.В. Налимов как создатель наукометрии» докладчик рассказал о своих впечатлениях при знакомстве с работами В.В. Налимова и лично с ним, а также о работе над мемориальным томом «Scientometrics».

Последний день чтений проходил на родине Василия Петровича Налимова в селе Выльгорт Сыктывдинского района. Там прошла церемония открытия на здании Выльгортской школы № 2 мемориальной доски в честь В.П.Налимова. В ней приняли участие глава Республики Коми Ю. А. Спиридонов, председатель госсовета РК В.А.Торлопов, глава администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» М.А.Бажуков, Ж.А.Дрогалина-Налимова и родственник семьи Налимовых профессор Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии С.П.Налимов. Это событие предварялось проведением открытых уроков «Судьба В.П.Налимова» в выльгортской школе, которые провели участники Вторых налимовских чтений. Ж.А.Дрогалина рассказала школьникам о династии Налимовых, о духе семьи, об их вкладе в национальную и мировую культуру. Доктор философских наук, профессор В.В.Казютинский рассказал о своих встречах с В.В.Налимовым, о его жизни, гулаговских лихолетиях, подчеркнув, что эти страдания не сломили, а скорее укрепили его дух, неудержимо проявившийся во всем его творчестве; доктор исторических наук, профессор Сыктывкарского университета В.А. Семенов рассказал о жизни, творческой деятельности и обстоятельствах гибели В.П. Налимова, «великого сына коми народа».

Открытие мемориальной доски завершилось передачей Национальному музею Большой серебряной медали, которой был награжден В.П. Налимов. Эту медаль отца В.В. Налимов трепетно хранил, не переставая удивляться, как она смогла уцелеть после стольких обысков, связанных с арестами.

Чтения завершились в районном музее культуры и истории, где проводился «круглый стол» по теме «Проблемы современного общества сквозь призму идей мыслителей – выходцев из Коми земли», на котором кандидат филологических наук Е.П.Шеболкина, заведующая кафедрой национальных проблем образования Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров, сделала сообщение «Этноментальные истоки творчества К.Ф.Жакова, П.А.Сорокина, В.П. и В.В.Налимовых». «Круглый стол» провел кандидат филологических наук, заместитель главного редактора республиканского историко-культурологического журнала «Арт» П.Ф.Лимеров.

В заключение следует сказать самые добрые слова об отличной организации чтений. Удивительно четко выполнялась программа; аудитория чтений, состоявшая из слушателей Коми республиканского института развития образования и подготовки кадров, ученых и преподавателей вузов Сыктывкара, оставалась неизменно полной. Участники чтений могли приобрести книги В.В.Налимова и издания Чтений. Работа конференции подробно освещалась местным телевидением. Хочется думать, что внимание администрации главы Республики Коми и двух министерств РК – министерства образования и высшей школы и министерства по делам национальностей, способствовало успеху чтений.

Хотя невозможно не отметить и другое. Известно, как живо В.В.Налимов интересовался распространением своих философских идей, особенно в последние годы. Незадолго до смерти он как-то сказал: «Мне, наверное, нужно умереть, чтобы меня начали понимать». Похоже, что это грустное пророчество начинает сбываться. Мы наблюдали, насколько невелик круг единомышленников Василия Васильевича Налимова. Его книги философской направленности давно стали библиографической редкостью, и их надо переиздавать. И для того, чтобы этот круг расширялся, и для того, чтобы ускорить восприятие нами новой картины мира, создаваемой сейчас на языке синергетических представлений, которую В.В. Налимов предвидел и запечатлел в своих трудах.

Стоит отметить большую и насыщенную культурную программу, а также теплую атмосферу неформальных встреч, проходивших сверх программы. Особенно отрадно было видеть, что к Чтениям активно приобщались дети – выльгортские школьники и учащиеся сыктывкарской гимназии искусств.

Организаторы планируют провести следующие Чтения, приуроченные к 95-летию со дня рождения В.В.Налимова, в 2005 г.

Ю.В. Грановский, Е.В. Маркова, Ж. А. Дрогалина
(Москва)

Примечания

[1] Жаков К.Ф. – философ, этнограф, беллетрист, ученый-энциклопедист. Он оставил воспоминания о своей жизни: два тома автобиографической повести «Сквозь строй жизни» (издано в Петербурге в 1912 г.), третий и четвертый тома под названием «Гараморт на крайнем Севере» (1914 г.). Пятый и шестой тома не были опубликованы, их рукописи утрачены. Эпическое произведение Жакова «Биармия» о седой старине народа коми написано в стиле финской «Калевалы» и «Гайаваты» Лонгефелло.

[2] Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) – всемирно известный русско-американский социолог, по национальности коми. В 1919–1920 гг. П.А.Сорокин возобновил научную и преподавательскую деятельность в Петроградском университете и Психоневрологическом институте, а также стал профессором социологии в Сельскохозяйственном институте и в Институте «Живого слова».

[3] Следует отметить также их большой вклад в организацию Налимовских чтений и их стремление распространять идеи В.П. и В.В. Налимовых. Федорович И.В., доцент кафедры философии и культурологии Сыктывкарского госуниверситета, работает над темой «Универсальная история как направление постнеклассической науки». Автор учебного пособия «Естествознание с позиций универсальной истории» (Сыктывкарский госуниверситет, Сыктывкар, 2001). Активный пропагандист философских идей В.В. Налимова, организатор Первых и Вторых налимовских чтений. Шеболкина Е.П., кандидат филологических наук, заведующая кафедрой национальных проблем образования Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров – автор книги «Личность в межкультурной коммуникации»(«Арт». 2000. № 3) и соавтор книги «Естествознание с позиций Универсальной истории», активный организатор Первых и Вторых налимовских чтений.

[4] Уже в студенческие годы Василий Петрович приобрел известность, достаточную для того, чтобы регулярно сотрудничать в «Новом энциклопедическом словаре акционерного общества Издательское дело (бывшее Брокгауз-Ефрон)», для которого он готовил материалы по географии Северо-Востока России; а для энциклопедического словаря «Гранат» им были написаны статьи «Зыряне» и «Калевала».

[5] Международный журнал квантитативных аспектов науковедения (науки о науке), коммуникаций в науке и научной политики.

[6] Отредактированный вариант ранее публиковавшейся брошюры (см. [5]).

[7] Этнофутуризм выражает попытку художественными средствами заглядывать в будущее, опираясь на архаическое, древнее, возникающее в современном контексте. А трансперсональный символизм выражает попытку обнаружить глубинное общее, выходящее за рамки биографического опыта.

Литература

1. Мыслители – выходцы из земли Коми: В.П. и В.В. Налимовы. Материалы Налимовских чтений. Культура в XXI веке: катастрофа или трансформация? Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 2001. 248 с.

2. Канатоходец. М.: Прогресс, 1994.

3. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.

4. Искушение Святой Руси. На грани третьего тысячелетия. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 2001. 352 с.

5. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М.: Лабиринт, 1994. 73 с.

6. Маркова Е.В. Он принес новые смыслы и новые решения // Науковедение. 2000. № 1. С. 145-159.

7. Грановский Ю.В. Можно ли измерять науку? Исследования В.В. Налимова по наукометрии // Науковедение. 2000. № 1. С. 160-183.

8. Маршакова-Шайкевич И.В. Вклад России в развитие науки: библиометрический анализ. М.: Янус, 1995. 248 с.

9. Маршакова-Шайкевич И.В. Мировая наука на пороге XXI века // Вестник Российской академии наук. 2000. № 12. С. 1086-1093.


Возврат к списку