События
 

31.10.2013 Две картины художника Александра Панкина

В разделе «Сообщество» в подразделе «Труды членов сообщества» представлены две картины художника Александра Панкина, посвященные В.В.Налимову.  

31.10.2013 Переиздание книги «В поисках иных смыслов»
Переиздана книга В.В.Налимова «В поисках иных смыслов».

31.10.2013 Статья В.Голованова «Анархизм: от идеи к движению, от движения – к массам»
В разделе «Сообщество» в подразделе «Труды членов сообщества» размещена статья эссеиста, писателя, путешественника 
Василия Ярославовича Голованова «Анархизм: от идеи к движению, от движения – к массам».

26.10.2013 Новый подраздел на сайте

На сайте в разделе Сообщество появился новый
подраздел Труды членов сообщества 

25.03.2013 Налимовские чтения
Мы продолжаем собирать и публиковать материалы о Налимовских чтениях. В раздел «События»
добавлена информация из научного журнала «НАУКОВЕДЕНИЕ» за 2002 г. о вторых Налимовских чтениях. 

19.01.2013 Страница В.В.Налимова Вконтакте
Посетите страницу В.В.Налимова Вконтакте 
http://vk.com/vasilynalimov

18.09.2012 Российская Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии (АТПП)

Трансперсональный подход в практике психотерапии и коучинга. 11-я ежегодная конференция. Москва, Институт Психоанализа. 29-30 сентября 2012 г.

03.09.2012 Страница В.В.Налимова на facebook

Посетите страницу Василия Васильевича на www.facebook.com

22.12.2011 Сборник трудов конференци, МГУ, 2011

Василий Васильевич Налимов – математик и философ (к 100-летию со дня рождения В.В. Налимова): Материалы международной научной конференции, Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, Музей Землеведения МГУ, 9–10 ноября 2010 г. М.: МАКС Пресс 2011.

09.11.2010 К 100-летию со дня рождения Василия Васильевича Налимова

МГУ им. М.В.Ломоносова
Международная научная конференция
Василий Васильевич Налимов – математик и философ
Москва, 9–10 ноября 2010 г.

Первые Налимовские Чтения (1999), Сыктывкар

Первые Налимовские Чтения (1999), Сыктывкар20.12.1999

Е.П. Шеболкина. Первые налимовские чтения: есть пророки в своем отечестве // Арт (Лад), Сыктывкар, 1999, № 4, с.181-186.

В Республике Коми прошли первые налимовские чтения “На изломе культуры”, посвященные исследованию и популяризации наследия выдающейся научной династии Налимовых Василия Петровича, этнографа, финно-угроведа, географа, общественного деятеля, и его сына Василия Васильевича, математика, свободного мыслителя, автора оригинальной целостной вероятностной концепции мироустройства.

Чтения были приурочены к 120-летию со дня рождения (19(7) марта 1879г.) и 60-летию со дня смерти (28 декабря 1939 г.) Василия Петровича и выходу в свет новой книги Василия Васильевича “Разбрасываю мысли”, которую представляла в Сыктывкаре супруга и соратница В.В.Налимова Жанна Александровна Дрогалина.

Первые налимовские чтения воплотили идею Налимовых о полилоге далеких друг от друга в традиционном понимании отраслей культуры, научных направлений и взглядов. Были представлены доклады и сообщения, освещающие творчество Налимовых с позиций математики и философии, лингвистики и культурологии, истории и географии, биологии и этнографии, социологии и педагогики как размышления о многогранности и целостности их духовного наследия.

Первый день работы чтений прошел в СГУ. С приветственным словом от Главы Республики Коми выступил его заместитель А.К.Конюхов, отметивший, что открывается новая, очень важная для республики страница в изучении творчества выдающейся научной династии.

Председатель Государственного Совета Республики Коми В.А.Торлопов в своем приветствии подчеркнул, что в трудные времена хочется найти какую-либо объединяющую идею, способную сплотить самые разные слои и группы людей для выхода из глубочайшего кризиса, охватившего все наше общество. По его мнению, этой идеей может стать налимовская идея о трансформации культуры, об утверждении идеалов и ценностей новой этики, основанной на понимании, терпимости, ненасилии.

Ж.А.Дрогалина сделала чрезвычайно объемный и эмоциональный доклад о В.В.Налимове “Ученый, учитель, человек мира”, в котором была охарактеризована многомерная личность мыслителя, основные вехи его богатого и сложного жизненного пути.

В докладе В.П.Маркова (к. ф.-м. наук) “Социальные смыслы и социальные проекты” ключевой была идея о том, что для восстановления культурой своей духовно-терапевтической функции нужны значительные усилия всего нашего общества, необходимы новые социальные проекты, способные сломить негативные тенденции в развитии общества, а мыслящие люди должны напряженно готовить общество к восприятию новых смыслов, формировать новую культуру.

Е.П.Шеболкина (к. филол. н.) спонтанно прочитала импровизированную лекцию “Модель вероятностного познания мира В.В.Налимова”, доказывая, что Налимов выстроил собственную познавательную систему, предложил свое решение вечных вопросов бытия. Идеи и гносеологические системы выдающихся ученых и философов, к которым относится и В.В.Налимов, находятся как бы вне времени, потому что близки к истине, потому что настоящее творчество фиксирует какие-то значимые для человека любой эпохи смыслы. Мы обращаемся к Налимову потому, что находим в его трудах гениальные догадки, намеки на решение того, над чем работаем сегодня; интуитивно прочувствованные, порой раньше своего времени, его идеи дают нам силу для подтверждения своих концепций.

Л.И.Иржак (д. б. н.) в своем сообщении представил книгу В.В.Налимова “Space, Time and Life” (Космос, время и жизнь) которая была издана только на английском языке. В книге делается уникальная попытка применить вероятностный язык чисел к проявлениям биологического мира. В новой книге В.В.Налимова “Разбрасываю мысли” есть первоначальная русская версия этой книги с названием “Мир как геометрия и мера”.

В своем личностном выступлении Е.И.Михайловский (д. ф.-м. н.) рассказал о роли В.В.Налимова в создании отечественной школы планирования экспериментов, о новой научной дисциплине наукометрии, о В.В.Налимове как математике.

В.А.Федорович (к. ф. н.) в кратком сообщении попытался провести аналогию между личными философскими построениями, объясняющими мир как единую матрицу существования через систему категорий, и философским учением В.В.Налимова, с единых позиций описывающим два мира физический и семантический.

Братья О.И. и И.И. Уляшевы, кандидаты филологических наук, сделали доклад “Магия человеческой личности”, в котором было показано влияние личности отца на формирование многомерной личности сына. Именно этот доклад привлек особое внимание Ж.А.Дрогалиной.

Н.А.Митюшева была лично знакома с В.В.Налимовым, беседовала с ним о коми культуре, национальной идее. В совместном с Р.В.Сенюковым (д. г.-м. н.) сообщении Н А Митюшева говорила о понимании Налимовым уникальности процесса преломления различными национальными культурами общечеловеческих ценностей.

В.А.Сулимов (к. филол. наук) в докладе “В.В.Налимов как философ языка” рассказал о знаменитой книге В.В.Налимова “Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков”, показал новые тенденции в современной лингвистической эпистемологии.

Б.М Завьялов (к. ф. н.) попытался применить вероятностную модель мира В.В.Налимова к обсуждению проблемы человека будущего.

Е.Г.Тонкова (аспирант МГУ) представила книгу В.В.Налимова “Faces of science” (“Лики науки”), до сих пор существующую только в англоязычном издании, дала налимовское видение наиболее актуальных проблем современной науки.

Н Ф.Зюзев (ст. преподаватель КГПИ) рассмотрел этические проблемы в работах В.В.Налимова Н. Ф Зюзев единственный из Республики Коми взял у В.В.Налимова интервью, опубликованное в газете “Молодежь севера” в декабре 1996 г под названием “Последний тамплиер”.

И В.Федорович (к. ф. н.) первый доклад о В.В. сделал еще феврале 1997 года, во время проведения в СГУ традиционных Февральских чтений (ежегодный отчет преподавателей СГУ о своей научной работе). Тогда пришло известие об уходе В.В.Налимова “странствовать в веках, поколениях”, Космосе, но несмотря на коми корни В.В., никто в республике не откликнулся на это событие.

Доклад назывался “Сквозные линии в творчестве В.В.Налимова”, в нем анализировались три вектора, характеризующие последние работы В.В.: проблемное изложение в форме вопросов, актуальность (рефлексия над современной культурой, осмысление прошлого в контексте современности) и опережение времени (нетрадиционное, выходящее далеко за рамки существующей научной и культурной парадигм решение сложнейших, “вечных”вопросов бытия). На этих чтениях в докладе И.В.Федоровича переплетались также три линии: личностная, анализирующая его творчество и образовательная.

Второй день чтений проходил в музее села Выльгорт, на родине Василия Петровича Налимова. Открывал второй день чтений Глава администрации Сыктывдинского района М.А.Бажуков. Ж.А.Дрогалина рассказала о жизни и судьбе В.П. и В.В. Налимовых.

С докладами выступили В.А.Семенов (д. и. н.), осветивший мало известные факты жизни В.П.Налимова, А.П.Афанасьев (к. и. н.), рассказавший об исследованиях В.П.Налимова в области коми географической топонимии, П.Ф.Лимеров (к. филол. н), показавший нетривиальные подходы В.П.Налимова к исследованию воззрений коми народа на связь мира живых и мира мертвых.

В.Н.Королев (президент “Центра биосферного воспитания “Биармиа”) показал роль идей Налимовых в концепции биосферного воспитания, их востребованность и актуальность в современной ситуации экологического кризиса во всех его проявлениях.

С.В.Лесников (к. филол. наук) представил сообщение, в котором показал, что В.В. Налимов далеко опережал время, еще в 70-х годах заложив основы новой научной дисциплины кибернетической лингвистики.

М.Г.Плеханова (к. филол. наук) в своем докладе показала размышления В.В.Налимова над проблемой раздробленности культуры, попыталась сопоставить некоторые налимовские подходы с взглядами К.Ф.Жакова и П.А.Сорокина.

Закрывали чтения И.В.Федорович, который отметил, что лишь благодаря совместным усилиям всех заинтересованных лиц удалось провести Первые налимовские чтения, и Ж.А.Дрогалина, рассказавшая о том, что коми земля и люди оставили у нее самые лучшие впечатления, что за все время пребывания ее не покидали ощущения чистоты, уюта и ухоженности всего окружающего, спокойствия за судьбу богатого налимовского наследия.

В заключение хотелось бы отметить, что первые налимовские чтения проводятся в преддверии еще более крупного научного мероприятия в нашей республике - международного симпозиума по универсальному эволюционизму, или универсальной истории. Это новое, чрезвычайно перспективное научное направление, позволяющее как бы с высоты птичьего полета проследить всю историю Вселенной с момента ее гипотетического возникновения до наших дней, акцентирующее внимание на моделировании будущей истории человечества. Логика “Универсальной истории” позволяет использовать новейшие данные естествознания и гуманитарных наук для теоретического прогнозирования и практической разработки технологических, социально-политических проектов.

Именно в процессе решения в Москве вопросов организации международного симпозиума у Федоровича И.В. и зав кафедрой философии и культурологии СГУ Козырева Ю.Г возникла идея посвятить пленарный доклад и круглый стол на симпозиуме В.В.Налимову, что и явилось основанием для телефонного звонка Ж.А.Дрогалиной. Жанна Александровна пригласила Федоровича И.В. в гости, там в квартире мудреца родились идеи открытия экспозиции Налимовых в музее СГУ и приезда на родину Налимовых Ж.А.Дрогалиной. Идея проведения чтений возникла уже в Сыктывкаре.

Сейчас в СГУ обсуждается возможность провести седьмые Февральские чтения как следующий этап подготовки международного симпозиума, на пленарное заседание “Перспективы цивилизации с позиций Универсального эволюционизма” пригласить известных ученых из Москвы и все доклады выстроить в едином ключе, от логики эволюционизма к анализу самоорганизации в неживой, живой природе до антропосоциогенеза, истории человечества, от перспектив Интеллекта до перспектив развития науки, образования и экономики с единых теоретических позиций универсальной истории.

Познавательная модель В.В.Налимова выстраивается именно в подобном синтетическом, целостном, универсальном контексте, поскольку он обладал предельно широким мышлением, мог охватить своим взглядом протяженные во временах и эпохах идеи, пытался постичь тайны мироздания, видел сущностную связь вещей, открывал недоступные обыденному сознанию законы, строил свою историю мира. Он работал в русле синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания, рационального и иррационального в познании, в русле восстановления единства и целостности культуры.

Это значит, нам есть что сказать и есть чем гордиться.

Успех Первых налимовских чтений свидетельствует о становлении еще одной хорошей традиции, связанной с изучением творчества выдающихся представителей Республики Коми. И хочется надеяться, что голоса Налимовых будут услышаны современниками, что их идеи и подходы будут актуализированы в нынешней социокультурной практике, что их творческий потенциал будет востребован в наши дни, поскольку порой модель будущего вполне может быть сформирована как через возврат к прошлому в новом его осмыслении, так и через актуализацию нетрадиционных, иных смыслов, носителями которых являются многообразные этнические культуры.

Чтения показали, что творчество Налимовых является тем объединяющим началом, способным снять идеологические и личностные противоречия, совместить многообразные культурные и научные подходы и системы. Будем готовиться к следующим, вторым налимовским чтениям.


Возврат к списку