1997 – Обращение к анархизму



В книге: В. Голованов. Тачанки с юга, М.: Изд-во «Март», 1997, с. 453

В.В. Налимов,
Профессор, участник анархического движения с 1926 года.

Кажется, исподволь начал возвращаться интерес к анархизму. Появился целый ряд публикаций, посвященных этой теме – серьезных книг и даже газетных статей, что кажется особенно примечательным. Слыханное ли дело, чтобы в широкой печати об анархизме говорилось без поношений и даже с удивительным резюме «анархия – это ненасилие»? Такого не было несколько десятилетий.

И вот сейчас выходит в свет книга-исследование талантливого писателя Василия Голованова. Книга о Несторе Махно, в личности которого, быть может, с наибольшей силой проявилось стремление к свободе, архетипическая стихия анархизма, всколыхнувшаяся на крутом повороте истории.

В начале революции, когда еще ощущался общий романтический подъем и казалось, дух Свободы веет, где хочет, – черные знамена анархистов над головами демонстрантов воспринимались как символы ее торжества

Помню манифестации в день похорон П.А. Кропоткина. Они происходили во многих городах, в том числе и в Нижнем Новгороде, где мой отец был профессором Университета. В этот день студенты попросили его возглавить митинг. В юности я познакомился с движением Мистического анархизма и посещал лекции руководителей движения, которые читались в музее П.А. Кропоткина, когда была еще жива и принимала участие в руководстве музеем народоволка Вера Фигнер... Все это было еще тогда, когда свобода, вырвавшись из наших душ, пыталась преобразовать мир, но то ли мир слишком плох, то ли душ слишком мало, – Великая Революция обернулась Великой Бедой, принесшей неслыханное насилие и страдания. Может быть для того, чтобы Свободу, как «Великое Познание», выстрадать?

Об анархизме еще придет время размышлять глубоко. Он многомерен и, конечно, меняется под влиянием быстротекущего времени.

В наши дни, пожалуй, следует сказать, что Анархизм – не политическая платформа, а мировоззрение. Ключевыми смыслами здесь являются:

1) отказ от всеохватывающей государственности, которой должна придти на смену самоорганизация общества;
2) отказ от всех форм насилия; это значит отказ от войн, репрессий, от насилия над природой, от надругательства над планетой Земля;
3) отказ от гегемонической роли науки и религии;
4) отказ от насилия со стороны техники, ее агрессивного воздействия на нашу культуру;
5) отказ от власти денег;
6) опора на взаимопомощь (позиция Кропоткина);
7) резюме: жить в свободе, сохранять свободу для других и для всего окружающего.

Но готовы ли мы реализовать такое миропонимание? Скорее всего нет. Нужна новая культура. Это значит, что человек должен стать иным. Это было понято анархистами-интеллектуалами еще в начале революции. Хочется обратить внимание на серьезность задачи, поставленной анархистами в те ранние годы. Сейчас трагизм ситуации усугубился. Становится ясным, что человечество ждет гибель, если радикально не изменится культура, проблемы которой тоже нужно научиться понимать по-новому.

Во времена Махно социальные проблемы понимались упрощенно. Казалось, достаточно свергнуть ненавистную власть и сменить строй, чтобы открыть путь миропониманию, запечатленному в древних обрядах Свободы и Справедливости. Махно как бы возрождал образ героя, противостоящего всем, покушающимся на Свободу, на Волю. В этом противостоянии смешивалось все, сами принципы Свобода и насилие, ненасилие и война. Это смешение присуще самой природе человека. Можно ли ее понять, не рассматривая в конкретности события прошлого, которыми задано настоящее и будущее?

Через образ Махно автор книги пытается заглянуть в глубины сознания народа и разглядеть грозный образ Эгрегора, коллективного духа народа, проявляющегося в моменты исторических катаклизмов. И это необыкновенно важно.

Книга Василия Голованова – одна из немногих, позволяющих нам без предвзятостей и упрощений заглянуть в наше прошлое. И с таким же спокойствием и ясностью задуматься над тем, что ждет нас завтра.



Назад в раздел