1984 – ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Бессознательное, как проявление семантической вселенной«Психологический журнал» 1984, т. 5, №6, стр. 111-122. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А.
Три тома работ, посвященных проблемам бессознательного, производят сильное впечатление, с которым еще долго придется считаться. Впечатление это противоречиво – собран громадный, несомненно, интересный материал, но он содержит взгляды на проблему только в одном ракурсе: почти все работы находятся в тени гигантской фигуры З.Фрейда – спорят с ним, опровергают его, ищут тех, кто предшествовал ему. Не появляется ничего существенно нового, бросающего вызов всему ранее предложенному. А именно в таком, революционно новом подходе нуждается сейчас область знаний о бессознательном. В ней накопилось колоссальное количество экспериментального материала, не вмещающегося в рамки существующих теоретических построений. По мнению авторов данной работы, обратившихся к проблемам психологии извне, с этой областью знаний соприкасаются некоторые нерешенные проблемы как инженерного и инженерно-психологического характера (искусственный интеллект, автоматическое проектирование, человек-оператор в экстремальных ситуациях), так и социальные (управление большими коллективами в различных социальных структурах, образование и воспитание, стимулирование творческой активности и т.п.). Странно, на наш взгляд, что такое впечатляющее издание почти полностью оставляет в стороне огромный пласт экспериментального материала, накопленного человечеством в течение тысячелетий и имеющего непосредственное отношение к рассмотрению проблем бессознательного. Этот пласт – результат разработанных в философски-религиозных учениях способов проникновения в глубины бессознательного, взаимодействия с ним. Этот «эксперимент» не только проводился, но и своеобразно обобщался веками. Одним из проявлений этого обобщения является буддийская психология. Существенно, что этот спонтанно возникший «эксперимент» охватывал миллионы людей и проводился в течение тысячелетий в различных социально-исторических условиях. Действующая научная парадигма непрерывно закрывала возможность анализа этого опыта. Чтобы его воспринять и исследовать, необходимо признать следующие три основополагающих положения:
Последнее требование выполнять особенно трудно, так как естественные науки по преимуществу направлены на овладение миром и готовы интерпретировать в системе знаний только то, чем они в состоянии управлять [19]. Между тем небезосновательно предположить, что сознание человека погружено в особую, «внеприборную реальность», не охватываемую данными науками. Ее можно было бы назвать семантической в отличие от знаковой, семиотической реальности приборного (сенсорно воспринимаемого) мира. Называя эту семантическую реальность «субъективной», некоторые представители науки отторгают ее от себя, не учитывая того очевидного факта, что сознание неизменно взаимодействует с бессознательным и может обнаруживать реальность, скрытую от физических приборов. Хочется думать, что глубокое понимание принципа дополнительности, о роли которого в изучении бессознательного уже говорил А.Е.Шерозия [10], позволит преодолеть это тормозящее противостояние изучению данного опыта. Соприкосновение науки с опытом религиозной интерпретации бессознательного началось уже давно. Но процесс этот протекал крайне медленно и до сих пор в своем существенном проявлении он находится вне русла традиционного понимания бессознательного. В свое время очень трудным шагом было признание гипноза. Теперь мы знаем, что медитация как одна из форм самогипноза – тщательно разработанный в религиозных системах путь осознанного вхождения в бессознательное. Но гипноз уже давно широко применяется в клиниках и лабораториях, а медитация с трудом начинает находить свой путь туда. Аутотренинг, предложенный Шульцем, опять-таки только прием, близкий к слабым формам медитационной практики (в обоих случаях происходит сенсорная депривация, сознание очищается от шумового потока произвольно текущих мыслей, собственное, психологическое время замедляется). Открытие психоделических средств, особенно LSD, сделало необычайно легким кратковременный, если это не связано с серьезным клиническим лечением, доступ в глубокие сферы бессознательного; раньше для достижения этих уровней бессознательного требовались десятилетия самоотверженного труда. И все же данный путь остается закрытым для широкого круга исследователей, хотя в некоторых странах LSD и подобные средства применяются при изучении бессознательного в клинических условиях, где наблюдения за раскрытием бессознательного происходят в процессе психотерапии. (Напомним, что до сих пор ведутся дискуссии о правомерности LSD-терапии.) Исследователи ортодоксального склада не склонны клинические эксперименты такого рода считать научными уже только потому, что выявляемые феномены столь необычны, что не могут быть интерпретированы в рамках концепций, допускаемых действующей научной парадигмой. Но может быть, самым удивительным оказалось то, что современная техника в своих локальных проявлениях так резко изменила среду обитания человека, что стала вызывать у него состояния сознания, подобные тем, которые раньше наблюдались в религиозной практике (в отшельничестве и столпничестве). Так, можно указать на похожие по своему воздействию психические феномены при длительном пребывании в космосе или на подводной лодке. Может быть, самым трудным для научного изучения сознания является необходимость признать гипотезу о его трансперсональной природе у человека (т.е. выходящей за пределы психики отдельной личности). Вне этой гипотезы оказывается невозможным осмысливание и анализ с научных позиций всего многообразия религиозного опыта. И все же первые шаги, направленные на развитие этой гипотезы, были сделаны достаточно давно. Укажем здесь хотя бы на концепцию космического сознания у Бёкка (R.R.Вucke) и на представление о потоках сознания у В.Джемса. Решительный шаг был сделан К.Юнгом, развившим представление о коллективном бессознательном, хотя концепция Юнга оказалась опять-таки вне столбовой дороги современной психологии. И здесь мы с удивлением видим, что ее скорее готовы признать физики. Вот как названа одна из работ Паули (в сб. [9]) по истории возникновения и развития научных идей: «Влияние архетипических представлений на формирование естественнонаучных теорий у Кеплера». Хочется обратить внимание на опыт изучения некоторыми западными учеными бессознательного в процессе психотерапевтической работы с использованием LSD. Здесь перед нами со всей очевидностью выступают необычайно интересные факты, когда с помощью химического препарата воспроизводилось и обнародовалось то, что давно было известно в практике религиозных учений, но всегда держалось в глубокой тайне – под покровом эзотеризма. Обнаруженный феномен сопричастности бессознательного не только онтогенезу (натальные матрицы памяти), но и всему эволюционному прошлому, включая этно- и филогенез, еще не полностью осмыслен современной наукой. В научном осмысливании нуждаются и работы Стивенсона [24] по изучению фактов осознаваемой реинкарнации. История повторяется – науке опять, как во времена Месмера, брошен вызов. Вызов можно принять. Можно рассматривать реинкарнацию как метафорическое изложение представления о сопричастности бессознательного всему многообразию эволюционного прошлого. Дискретное понимание реинкарнации как нескончаемой повторяемости воплощений – это не более чем модель первого и крайне наивного приближения, содержащая еще совсем примитивную попытку описания глубин бессознательного. Здесь уместно обратить внимание на ту осторожность, с которой рассматривается проблема реинкарнации в буддийской психологии:
Здесь мы видим, как мыслители древности осознавали трудности, связанные с пониманием явлений, относящихся к проявлению бессознательного. Они пытались использовать изощренную диалектику, может быть и ничего не объясняющую на логическом уровне понимания, но, по крайней мере, не редуцирующую проблему к наивным моделям. Теперь несколько слов о нашем эксперименте. Он был существенно расширен за время, прошедшее с момента написания работы [8]. Термин «медитация» происходит от латинского слова meditatio. Этим термином в наших исследованиях обозначаются хорошо отработанные методы и техника созерцания, открывающие доступ в так называемые измененные состояния сознания. Приемы медитации разрабатываются так, чтобы медитирующий мог свободно возвращаться в привычное состояние сознания, в отличие, к примеру, от гипноза. Если ограничиться самым простым представлением о медитации, то можно сказать, что целью медитации является выход за границы логически структурированного сознания с тем, чтобы попытаться взаимодействовать с миром не только через умозрение, но и непосредственно через переживание. Этот способ вхождения в такое состояние сознания, когда теряется ощущение внешнего мира, своей отделенности – отчужденности от целостности мира. В соответствии со сказанным техника нашего эксперимента была направлена на то, чтобы замедлить течение собственного – психологического времени (подробнее об этом см. ниже) и таким образом выйти из привычного активного состояния сознания, прервать внутренний диалог. Использовались приемы аутотренинга, соответствующие уровню физической релаксации. Формулы аутотренинга произносились в сопровождении музыкальных произведений, программный диапазон которых был достаточно широк (от японской ритуальной музыки XII в., средневековой музыки Европы до современных композиторов-новаторов). На определенном этапе сеанса, когда заканчивалась релаксация и пауза, следовавшая за ней, произносилось ключевое слово, отдельно или в контексте, которое предлагалось почувствовать, пережить, увидеть. Хочется подчеркнуть, что глубина проникновения в сферы бессознательного определялась не только и не столько степенью релаксации, сколько выбором слова-символа, затрагивающего основы духовной экзистенции человека и, следовательно, несущего высокую психологическую нагрузку. Релаксация – это лишь условия, обеспечивающие действие ключа. Были проведены повторные эксперименты с различными группами, в состав которых входили люди интеллектуального труда и художники-профессионалы, с одной стороны, и пациенты одной из психиатрических клиник Москвы – с другой. Общее число испытуемых составило 190 человек. Протоколы экспериментов представлены текстами, рисунками и картинами. Обработка полученных материалов предполагала решение, по крайней мере, трех задач:
Особенность данного эксперимента, направленного на выявление семантического потенциала слов «свобода», «рабство», «достоинство» средствами коллективной медитации, заключается в том, что взаимодействие с глубинами сознания носило тематически направленный характер. И если в экспериментах с LSD наблюдается отсутствие инвариантов, то в нашем случае можно говорить о похожести результатов эксперимента по данным большинства его участников и, более того, о возможности построения семантических матриц указанных выше целевых слов. Эти матрицы представляют собой своего рода инвариант коллективного бессознательного, проявленный средствами целевого слова, являющегося как бы центром кристаллизации. Основные выводы на данном этапе работы можно было бы сформулировать так:
Было бы преждевременно утверждать, что мы можем предложить новый диагностический признак, но хочется обратить внимание на то, что в наших опытах со здоровыми людьми на каждом сеансе мы встречали хотя бы одного человека, закрытого для прямого выхода в бессознательное. Эксперимент с триадой слов нами подробно описан в других работах. Так же описан и двухлетний эксперимент на тему «Время» – этими медитациями были поддержаны наши размышления над философскими аспектами времени. Описана также медитация герменевтической направленности – эксперимент ставился для осмысливания одного чисто знакового (несловесного) текста, взятого из древнего храма Армении. Экспериментальный материал представлен протоколами, рисунками, живописными полотнами. Реалистичность результатов наших экспериментов мы оценивали, обращаясь к методам многомерного анализа данных. Полученные кластерограммы всегда поддавались содержательной интерпретации – это служило указанием на то, что большинство участников эксперимента ведет себя неким согласованным образом. Обращение к энциклопедии символов [12] позволило установить, что общекультурологическая интерпретация символов, наиболее часто встречающихся в наших протоколах, находится в хорошем соответствии с семантикой ключевых слов, которыми задавались темы медитаций. Мы в своих исследованиях не обращались к энцефалографическим измерениям и не пытались интерпретировать наши результаты в системе нейрофизиологических представлений. Сложность наблюдаемых явлений такова, что их, по-видимому, нельзя связать с подавлением или активацией отдельных участков мозга. Сошлемся здесь на обзор, основанный на рассмотрении 83 публикаций:
Сейчас было бы преждевременно говорить о построении законченной и проработанной в деталях модели бессознательного. Но, как это нам представляется, можно наметить некоторые ее характеристики.
Семантическая вселенная структурирована не логикой, а числом (Пифагор, Плотин). Можно говорить, что такие проявления семантики мира, как таксоны животных и растений, индивидуальности людей и особенности культур, задаются функциями распределения вероятностей (строже – плотностью вероятностей), построенными над некими полями признаков. Индивидуальность каждого человека задается функцией распределения, построенной над полем признаков, общим всем людям. Функция распределения может быть иглоподобной или размытой, иногда асимметричной – этим определяются типы людей. Двумодальная функция распределения может описывать резко выраженную раздвоенность личности. Жестко дискретное осознание своего Я, задаваемое иглоподобной функцией распределения, может приводить к тому, что человек будет ощущать «малые смерти при переходе от одного момента к другому» [27]. Отсюда и представление о черных дырах в психопатологии, патологические боязни жизни и смерти. В поле признаков, которое мы отождествляем с Эго человека, так же, как и в его семантике, в каком-то подавленном состоянии, характеризуемом малыми вероятностями, сохраняется воспоминание обо всем предысторическом прошлом. Возвращение в далекое прошлое, связанное с аномальной перестройкой функции распределения вероятностей, одними интерпретируется как психическое заболевание, другими – как опыт реинкарнационного воспоминания. Некоторые западные психиатры [23] соглашаются с представлениями мистически настроенных авторов прошлого, скажем Сведенборга [13], в трактовке части психических заболеваний как овладении так называемыми астральными силами – «пленение демонами» (фантомами). Не оказывается ли это явление результатом такого распада личности, когда функция распределения вероятностей смещается куда-то так далеко, что человек оказывается во власти своего необычного прошлого? С точки зрения развитых здесь представлений легко объяснить и возникновение представлений о христианском аде, и творчество художников Босха и Брейгеля... Хочется еще напомнить, что древние понимали целостность мира именно как заданную через число. Многие культурные постройки древности – пирамиды, готические храмы – это метрические памятники эзотерической геометрии. А представление о людях-зверях, свойственное всем религиям прошлого, разве это не скрытые представления о том, что Homo sapiens – это только размытое пятно на поле признаков всего живого, которое всегда может деформироваться так, что скрытое за малыми вероятностями может приобретать и неожиданно большой вес (теперь, правда, мы это расцениваем как уродство)? (Все сказанное в этом абзаце следует из работ [6, 21]). Перед нами семантическая вселенная выступает в своей проявленности через число, структурированное в функциях распределения вероятностей. Функции распределения в отличие от поля, на котором они заданы, живут – изменяются во времени. Задаваемые ими индивидуальные проявления взаимодействуют друг с другом и самими собой через это семантическое поле. О непроявленном семантическом поле можно говорить как о семантическом вакууме – некоторая аналогия с физическим вакуумом, который физики наших дней считают отнюдь не пустым пространством. Напомним, что представление об изначальном и потенциально всесодержащем Ничто было широко распространено как на Востоке, так и в западной философии (гностики, Экхарт, Бёме, Шеллинг, Сартр, Хайдеггер, Юнг, Тиллих). Во всех работах, описывающих состояния глубоких медитаций (состояния озарения), подчеркивается деперсонализация медитирующего, его слияние с целостностью мира. Этот процесс можно было бы описать, пользуясь вероятностными представлениями: функция распределения вероятностей во времени непрерывно флуктуирует, перемещаясь по всему полю признаков. Выход в иные состояния позволяет видеть неустойчивость Эго; человек начинает ощущать континуум своих индивидуальностей, задаваемых непрерывным множеством функций распределения, с каждой из которых в какие-то моменты временной шкалы он был идентифицирован. Возможно и такое состояние, в котором происходит отождествление Эго с функцией равномерного распределения на всем поле признаков. Это есть потеря привязанностей – «сжигание кармы», растворение в целостности мира, иными словами, это исчезновение Эго, нирвана. (Хочется здесь обратить внимание также на то, что древние учения Индии об иллюзорности личности – это результат реальных наблюдений человека над самим собой в измененных состояниях сознания.) Сказанное здесь позволяет раскрыть механизм мышления через диалектическое противостояние дискретного континуальному. Формальная логика Аристотеля – это идеализированная система, классифицирующая и кодифицирующая мышление, выраженное в дискретах – словах. Чтобы обратиться к формальной логике, надо уметь выбрать исходные посылки. Эта процедура предмышления не охватывается логическим формализмом. Она относится к области бессознательного. В нашем понимании предмышление – это изменение весов в системе исходных ценностных представлений в связи с некой вновь возникшей задачей. Будем исходить из того, что система ценностных представлений человека задана априорно (т.е. опытом, предшествующим данной задаче) функцией распределения p(μ), построенной на континууме – шкале μ. При появлении новой нетривиальной проблемы у возникает (в результате свободного выбора) условная функция распределения p(y/μ), которую мы здесь будем называть фильтром пропускания. Мультипликативное взаимодействие двух функций может быть задано формулой Бейеса p(μ/у)= k p(μ) p(y/μ) где p(μ/у) – апостериорная функция распределения вероятностей, отвечающая новой задаче у; k – константа нормировки. Формула Бейеса отвечает всем требованиям силлогистики: из двух высказываний p(μ) и p(y/μ) с необходимостью вытекает третье – p(μ/у), обладающее той же структурой, что и первые два. Таким образом, мы можем говорить о бейесовском силлогизме, противопоставляя его категорическому силлогизму Аристотеля. В нашем случае в отличие от классического силлогизма как обе исходные посылки, так и вытекающий из них вывод являются семантически размытыми; исходные посылки у нас не являются категорическими (не зависящими от обстоятельств) – посылка p(y/μ) во всяком случае определяется неалгоритмизируемой реакцией человека на некую частную ситуацию у, если в силлогизме Аристотеля две исходные посылки связаны одним так называемым средним термином, то в силлогизме Бейеса все три высказывания делаются на одном и том же семантическом поле μ. Таким образом, мы можем говорить о том, что задание вероятностной меры на семантическом поле открывает возможность для создания континуальной логики, порождающей с необходимостью размытые на континууме, вероятностно взвешенные утверждения, исходя из размытых посылок. Как только возникла новая система ценностных оценок р(μ/у), так сразу же открывается возможность ее перекодировки в дискреты-слова языка и становится возможным применение логики Аристотеля для построения новой концепции или хотя бы для концептуального обоснования решения, отвечающего новой ценностной ориентации. В диалоге слушающий воспринимает новую концепцию, переходя от слов-дискретов к их континуальному образу [7]. Перечислим здесь еще раз основные посылки модели бессознательного:
В нашем подходе мы признаем особое значение вероятностной интерпретации и поэтому модель называем вероятностной. ЛИТЕРАТУРА1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики М, 1974. 2. Бассин Ф.В. У пределов распознанного: к проблеме предречевой формы мышления. – В кн.: Бессознательное. Т. III. Тбилиси, 1978, с. 735-750. 3. Бёкк Р.Р. Космическое сознание. Пг., 1915. 4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство и время человека. – Вопр. философии, № 3, 1978, с. 137-149. 5. Манин Ю.И. Математика и физика. М., 1979. 6. Мейен С.В., Налимов В.В. Вероятностный мир и вероятностный язык. – Химия и жизнь, № 6, 1979, с. 22-27. 7. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 2-е изд., 1979. 8. Налимов В.В., Кузнецов О.А., Дрогалина Ж.А. Визуализация семантических полей вербального текста средствами групповой медитации. – В кн.: Бессознательное. Т. III. Тбилиси, 1978, с. 703-709. 9. Паули В. Физические очерки. М., 1975. 10. Шерозия А.Е. Диалектика, принцип дополнительности и проблема познания психической целостности: к неклассически ориентированной стратегии научного эксперимента в психологии. – В кн.: Бессознательное. Т. III. Тбилиси, 1978, с. 751-788. 11. Sangharakshita В. A Survey of Buddhism. Boulder, 1980. 484 p. 12. Cooper J. СAn Illustrated Encyclopedia of Transpersonal Symbolism. L., 1978. 206 p. 13. Dusen W.V. Hallucination or the World of Spirits (66-87). – In: Frontiers of Consciousness/Eds White I., Books A. N. Y., 1975. 416 p. 14. Earle J. B. B. Cerebral Laterality and Meditation: A Review of Literature. – J. Transpersonal Psychol., 1981, v. 13, № 2, p. 155-173. 15. Jaffe D. Т., Bresler D. E. The Use of Guided Imagery as an Adjunct to Medical Diagnosis and Treatment. – J. Human. Psychol, 1980, v. 20, № 4, p. 45-59. 16. The Role of Consciousness in the Physical World/Ed. John R. С Boulder, 1981. 17. Consciousness and the Physical World/Eds Josepson B. D., Ramachandran V.S. Oxford, 1980. 203 p. 18. Lilly J. СProgramming and Metaprogramming in the Human Biocomputers. – In: Theory and Experiments. N. Y., 1974. 173 p. 19. Nalimov V.V. Faces of Science. Philadelphia, 1982. 297 p. 20. Nalimov V. V. Realms of Unconscious: the Enchanted Frontier. Philadelphia, 1982. 320 p. 21. Nalimov V.V., Meyen S.V. Probabilistiv Vision of the World. 6-th International Congress: Logic, Methodology and Philosophy of Science, Abstracts, Sect. 7, 1979, p. 253-257. 22. Richards R. L. Relationship between Creativity and Psychopatology: An Evolution and Interpretation of Evidence, Genetic Psychology Monography. Provinceton, 1981, v. 103, H. 2, p. 261-324. Bibliography: p. 319-394. 23. Sail M.J. Demon Possession or Psychopathology? – J. Psychol. and Technol., v. 4, p. 286-290, F. 76 (cited from: Current Contents, 9, № 16, April 18, 1977). 24. Stevenson I. Cases of the Reincarnation Type, v. I: Ten Cases in India; v. II: Ten Cases in Shri Lanka; v. Ill: Twelve cases in Lebanon and Turkey; The University Press of Virginia, 1975, 374 p.; 1977, 373 p.; 1980, 384 p. 25. Thuillier P. La Physique et L'irrational. – Recherche, 1980, v. 11, № 111, p. 582-587. 26. Welwood J. Rerlection on Psychotherapy, Focusing and Meditations. – J. Transpersonal Psychol., 1980, v. 12, № 2, p. 127-141. 27. Welwood I. Meditation and the Unconscious: a New Perspective. – J. Transpersonal Psychol., 1977, v. 9, № 1, p.T-26. Назад в раздел |
||||
© Ж.А. Налимова-Дрогалина, В.Я. Голованов, А.Г. Бурлука, ООО "БОС" |