1992 – Умер ли анархизм?



Сб. Труды по научному наследию П.А. Кропоткина. Выпуск 2.М.: Ин-т экономики РАН. 1992, стр. 124-127

В.В.Налимов, Ж.А.Дрогалина

Говорят, что анархизм изжил себя. Это неверно. Печальные уроки "Октябрьской революции" придали ему новое звучание. Его воспреемником стало движение ненасилия. В программу XIX Всемирного философского конгресса, который должен состояться в Москве в августе 1993 г.[1], включён симпозиум под названием "Философия ненасилия". Мы видим, что ненасилие становится не только социальной, но и философской темой. Может быть, ненасилие — свобода (не только для себя, но и для других) обретёт статус философской категории?

Здесь хочется обратить внимание на то, что уже в 1920-е годы в нашей стране возникло резкое расслоение в многоликом русском анархизме. Появились как бы два направления. Одно —воинственное, традиционно революционное, запал которого был направлен на уничтожение государства и главная идея которого сводилась к радикальному, мгновенному изменению внешних условий. Другое — прямо противоположное, направленное на изменение внутреннего состояния — сознания человека, акцентировавшее духовный поиск и развитие, обеспечивающие естественное возникновение нового общества без насилия и принуждения. Это было философски оформленное учение, опиравшееся на весь духовный опыт человечества, получившее название "мистического анархизма" — духовного пути к акратии. Но оно было уничтожено, как и многое другое.

Здесь можно было бы сказать с горечью "Увы нам!", если бы сама анархическая идея не обладала архетипическим, универсальным характером, из чего следует, что она жива и возвращается к нам в новых вариантах, таких, например, как движение зелёных, которое, по существу, — не более чем новый аспект анархизма. Это отказ от насилия над Землёй и природой. Это противостояние традиционному для западной культуры, идущему от Ветхого Завета представлению о том, что человеку дано право властвовать над природой[2].

Можно также перебросить мост от мистического анархизма к новому движению в западной психологии, известному под названием "трансперсональной психологии", которое, ищет теоретические практические пути создания новой парадигмы культуры, уделяя особое внимание проблеме сознания и развития личности на основе духовного поиска и достижений мировой духовной культуры. Сознание как объект исследования появилось в западной психологии сравнительно недавно, т.к. отсутствовали философские подходи и методы изучения проблемы. И в этой связи поразительным становится именно тот факт, что представители мистического анархизма уже в начале века поставили те проблемы, которые начинают обсуждаться только теперь. Более того, поняв необходимость создания "новой этики", они не просто декларируют её, но приступают к практической работе, создавая философские подходы и просветительно-воспитательную работу, основывая журналы, в которых излагают своё учение, программные положения которого оказываются в резком противостоянии идеологии насилия коммунистического государства.

Выдающиеся представители этого направления А.А.Карелин[3], А.А.Солонович и Н.И.Проферансов приступили к строительству "внутреннего человека", духовное состояние которого, основанное на опыте сознания, полагалось единственным условием "Преображения мира". Их понимание и задачи трансцендировали кропоткинские пределы "солидарности и взаимопомощи", достигнув архетипических глубин Универсума — Кришны, Будды, Христа — Любви и Сострадания.

Задача "Преображения мира" на основе сознания содержит и решение проблем экологического кризиса, и появление движения зелёных в этом контексте закономерно.

Процесс строительства "внутреннего человека" социально значим. Это понимали давно. "Стяжай себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся", — учит Преподобный Серафим Саровский. А у Л.Н.Толстого читаем следующее: "Для того, чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше... Для того же, чтобы люди становились лучше, надо, чтобы они всё больше и больше обращали внимание на себя, на свою внутреннюю жизнь. Внешняя же, общественная деятельность, в особенности общественная борьба, всегда отвлекает внимание людей от внутренней жизни и потому всегда, неизбежно развращая людей, понижает уровень общественной нравственности. Понижение же уровня общественной нравственности делает то, что самые безнравственные части общества всё больше и больше выступают наверх и устанавливается безнравственное общественное мнение, разрешающее и даже одобряющее преступления. И устанавливается порочный круг: вызванные общественной борьбой худшие части общества с жаром отдаются соответствующей их нравственному уровню общественной деятельности, деятельность же эта привлекает к себе ещё худшие элементы общества"[4].

Таким образом, "мистический анархизм" оказался Вестью, посланной человечеству ещё на заре века.

В работе А.А.Солоновича одна из основных мыслей звучит так: "мы должны рассматривать мир как совокупность различных сознаний". "Мир как совокупность различных сознаний", или, другими словами, вездесущность сознания в наше время становится темой серьёзных дискуссий, обретая новое звучание. Например, Р.Мецнер акцентирует "духовный аспект в явлениях природы": "Каковы уроки этих историй об Одине для нашего теперешнего европейского сознания? В первой истории рассказывается том, как Один открыл секрет, духовный язык природы. Цели и методы алхимии, и в Европе, и в Азии, были направлены именно на поиск духовного смысла процессов природы. Наше же современное изучение природы, наша наука в основном базируется на механистической, материалистической парадигме, которая совершенно опускает, и даже отрицает, любой духовный аспект в явлениях природы. Нам безусловно следует восстановить уважение к взаимосвязи и духовной целостности всех проявлений жизни на нашей Земле. Мы снова нуждаемся в анимистическом, пантеистическом, алхимическом взгляде, чтобы избавиться от ядовитой повсеместной изоляции человека от остальной жизни. Наука и религия, более сотни лет находящиеся в противостоянии, теперь должны соединиться вновь. Всё более объединяющийся мир требует интегрированного мировоззрения"[5].

Эта тема развивается и в статьях одного из авторов настоящего сообщения[6], который в 20-е годы слушал лекции А.С.Солоновича и принял его духовную эстафету.

Примечания

[1]. См.: От Советского оргкомитета по подготовке я проведению XIX Всемирного философского Конгресса // Вопросы философии. 1991. № 2. С.156.

[2]. "И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. I, 28).

[3]. А.А.Карелин — вторая по авторитету и влиянию политическая фигура после П.А.Кропоткина. Именно он заложил духовные основы "практической перестройки человеческой индивидуальности". См. статью А.Л.Никитина в настоящем сборнике.

[4]. Бунин И.А. Освобождение Толстого // И.А.Бунин. Собр. соч. М., 1967. Т.9. С.128–129.

[5]. Metsner R. The German Mithology and the Fate of Europe // Revision Journ. of Consciousness & Change. 1990. Vol. 13, № 1. Р.24.

[6]. Налимов В.В. Вездесущно ли сознание? // Человек. 1991. № 6. Он же. Силуэты вольного университета XXI века. Иррациональное в рациональном // Там же. 1991. № 4.



Назад в раздел