|
|
ПОНИМАЮЩИЙ ВСЕЛЕННУЮ
Часть VI из книги «Я ДРУГ СВОБОД... В.В.Налимов: вехи творчества»
том II
Профессор Гавайского Университета, американский психолог и философ,
член редколлегии журнала The International Journal of Transpersonal Studies
Самьюэл И. Шапиро (США)
Перевод статьи из The International Journal of Transpersonal Studies, 2002, v. 21, p. 118–124.
Первая публикация в международном журнале Scientometrics, 2001, v. 52, № 2, p. 337–344.
«Я хотел увидеть за открытым окном – за окном всей Вселенной, – и вот эту Вселенную воспринять».
Эти слова сказал Василий Васильевич Налимов своей жене Жанне Дрогалиной за два дня до своей смерти в Москве 19 января 1997 года.
На моем столе в университетском кабинете, уютно устроившись в небольшой плетеной корзине, покоится необычное деревянное яйцо высотой 9 мм, переливаясь яркими оттенками красного, желтого, зеленого и синего цветов. Это драгоценный дар. Я вынимаю яйцо из гнезда и, медленно поворачивая в руке, снова рассматриваю его: луковки куполов русских церквей в зелени деревьев, глубокое синее небо над ними, яркий красный цветок внизу с солнечно-желтой сердцевиной; некий эллипсообразный универсум, в котором запечатлен союз земли и неба. Мое сознание следует за символикой яйца: это – жизнь, обновление и возрождение.
...На мгновение отрываюсь от работы и смотрю вверх. Там, почти достигая потолка, уложенные на последних полках двух шкафов с картотеками, ждут рассылки переведенные на английский книги Василия, в красных, зеленых, коричневых и бордовых переплетах. Дома на моем столе лежат две его рукописи, которые я редактирую, готовя их к публикации.
...В холодные ветреные зимние дни в Новой Англии мой сын Дэвид, студент колледжа, специализирующийся по русской истории и литературе, согрет серо-белым шерстяным свитером с высоким воротником, который прошлым летом отдала ему Жанна во время его учебного пребывания в России. Этот свитер принадлежал Василию.
…Я начинаю свою статью – наши пути опять пересекаются. Прошло несколько лет со дня его ухода от нас, но встречи продолжаются. Почему?
* * *
Мне выпало познакомиться с Василием только в последнее десятилетие его жизни. Кому-то удалось узнать его гораздо раньше и дольше находиться под впечатлением его личности. Тем не менее, мы с ним глубоко связаны. Почему? Для меня это остается необъяснимой... тайной. Но для Василия это не было бы тайной. Его естественным стремлением был поиск новых горизонтов и соотношений, и он шел вслед за своей мыслью, неукротимой, как само неведомое, влекущее его. В этом поиске длиною в жизнь, в попытке понять «саму эту вселенную» – смысл и причину бытия, Василий предстает как широкий мыслитель, разгадывающий связи и преодолевающий барьеры свободным воображением и энтузиазмом. Одним из его новых открытий оказалась набирающая силу трансперсональная психология.
Движение трансперсональной психологии появилось в Соединенных Штатах в конце 60-х гг. прошлого века. Его основатели видели свою цель в том, чтобы раскрыть и легализовать ту область человеческого сознания и опыта, которой современная западная психология обычно пренебрегает. Они подчеркивали необходимость исследований «более глубоких свойств человеческой природы», включая духовные, мистические и трансперсональные состояния сознания (см. [Maslow, 1969]). По словам Василия, трансперсональная психология – «это попытка изучать сознание человека за пределами его дискретной капсулизации»[Nalimov, 1985, p. 70][1]. В рецензии на одну из его книг С. Гроф писал [Grof, 1982]:
Значение работ Налимова выходит за рамки чисто научных трудов. Его мировоззрение объемлет и объединяет многообразие опыта, накопленного человечеством. Оно преодолевает узость провинциальных, национальных, политических воззрений, расистский и религиозный шовинизм, идеологические клише соперничающих систем, которые игнорируют тот факт, что реальность целостна по самой своей природе. В контексте воззрений Налимова единственная надежда человечества обращена к созданию совершенно новой очеловеченной культуры путем радикального преображения сознания (с. 188).
Работы Василия в русле трансперсональной психологии появились в основных англоязычных журналах этого направления: The Journal of Humanistic Psychology; The Journal of Transpersonal Psychology; ReVision, The International Journal of Transpersonal Studies. Последний журнал особенно способствовал представлению его работ международной аудитории, опубликовав 22 материала, подготовленные им самим или при его участии (см. Bibliography и Website: http://panigada.hypermart.net). Англоязычные публикации Василия в этой области внесли в трансперсональное движение интеллектуальную мощь, широту и прозорливость.
Не менее важны для понимания трансперсональных взглядов Василия и четыре книги, опубликованные усилиями Юджина Гарфилда в США в издательстве ISI Press:
In the Labyrinths of Language [1981];
Faces of Scienсe [1981];
Realms of the Unconscious [1982];
Space, Time, and Life [1985].
Публикация этих обращенных в будущее работ способствовала интернационализации трансперсонального движения и соотнесению этой области исследований с другими дисциплинами.
Вклад Василия в трансперсонализм был хорошо обобщен в ряде работ, таких, например, как: [Kazyutinsky, Drogalina-Nalimov, 1997; Nalimov, 1990; Nalimov et al., 2000; Thompson, 1993]. Василий был также первым исследователем, который, насколько я знаю, на основе наукометрии проанализировал и охарактеризовал область трансперсональной психологии [Nalimov, Drogalina, 1996]. Будучи одним из ранних участников трансперсонального движения, обогативших его своей личностью, мыслью и опытом, Василий сам мог бы служить воплощением трансперсональной перспективы такого уровня, которого это движение прежде не знало. Уже в юные годы он увлекся идеями мистического анархизма, духовного движения России, идеалы которого вдохновляли его на протяжении всей жизни. Позднее он многие годы провел в ГУЛАГе и ссылке, где прошли проверку и выдержали испытание его трансперсональный дух и отвага.
* * *
Добравшись до глубин понимания чего-то одного, можно понять всё. Выбранный Василием путь ко Всему состоял в неотступном поиске смысла смысла. В глубинах своего поиска он обнаружил семантический вакуум полноты – принцип Спонтанности и основу человеческого потенциала [Nalimov,1985][2]:
Мир диалектичен, и в нем распакованные смыслы эфемерны. Они не субстанциальны. В спонтанности они рождаются и в спонтанность уходят, оставляя невидимый след.
Спонтанность – это то, что Непостижимо.
Спонтанность – это то, что действует через Меру, а не через Закон.
Спонтанность – это Свобода Мира.
Спонтанность – это Любовь.
Спонтанность – это Гнозис, раскрытие смыслов, извлечение их из Небытия.
Спонтанность – это и сам Человек.
Спонтанность – это Сущее.
Спонтанность – это Потенциальность Мира (с. 96–97).
Один и тот же семантический вакуум, включающий безграничные возможности: на одном конце – манипулирование, покорение, подавление; на другом – творчество, свобода, трансценденция. Словами пользуются, чтобы убивать, словами пользуются, чтобы освобождать.
* * *
Занимаясь этим текстом, я перебираю фотографии Василия, чтобы освежить мои воспоминания. Одна фотография бросается в глаза, начинает говорить со мной. Это именно та, что открывает номер этого журнала[3].
Она была сделана в 1989 году на железнодорожном вокзале в Париже. Василий, человек вселенной, только на закате жизни получил радостную возможность путешествовать за пределами России.
Этот его портрет – здешний и одновременно нездешний. Черты лица отражают необыкновенное богатство жизни. На меня смотрит печальный, много испытавший, но свободный человек, озаренный внутренним светом. Это, несомненно, лицо ученого. Шапка белых волос и тяжелая оправа очков: культурный профессионал, в галстуке… немного свободном, не затянутый. Доброжелательные глаза за академическими очками.
Взгляд хорошо сосредоточен и на том, что рядом, и на том, что где-то совсем далеко.
Рот тронут улыбкой, чуть заметной, чуть ласковой.
Некоторое время спустя, по завершении этой работы, я получил копию мемориальных материалов о Василии, опубликованных несколько лет назад в журнале Scientometrics [Colleagues et al., 1997]. Там я увидел ту же фотографию, что и выбранная мною для описания его облика.
Я продолжаю смотреть на него, и кажется, что он смотрит на меня в ответ...
Что значит жить?
Что значит умирать?
Когда-то Василий физически пребывал на Земле, теперь продолжает свое присутствие в фотографиях, книгах, журналах, мемориальных изданиях, в памяти любимых им людей, студентов и коллег, в микрокосме пасхального яйца и теплом свитере с большим воротником... в чем еще? Мастер мира слов, он был также хорошо знаком и с миром, в котором нет слов:
Дao, которое может быть озвучено, не есть вечное Дao.
Имя, которое может быть поименовано, не есть вечное имя.
Отсутствие имени есть начало неба и земли.
Именование есть мать десяти тысяч вещей.
Отсутствие желания позволяет видеть тайну.
Присутствие желания позволяет видеть манифестации.
Оба они берут начало в одном источнике, но разнятся именем;
Это предстает как тьма.
Тьма внутри тьмы.
Врата ко всей тайне [Feng, English,1972, sect. 1].
Хотя мы переписывались в течение нескольких лет, но только летом 1995 года мы впервые увиделись с Василием и Жанной в их квартире в Москве.
Меня приветливо встретили вечером в небольшой комнате-кабинете, заполненной книгами, предметами искусства, фотографиями и памятными вещами. Мы проговорили несколько часов, неспешно преодолевая бутылку грузинского вина с печеньями, испеченными Жанной.
Самым ярким впечатлением того замечательного вечера была удивительная теплота и лучистость моих милых хозяев – я продолжаю чувствовать это и сейчас. Тот вечер существует не во времени, оно отступило, исчезло. Перед моим уходом Василий и Жанна положили мне в руки расписное яйцо и плетеную корзиночку, которые и ныне украшают мой университетский стол. В марте 1997 года, через два месяца после кончины Василия, Жанна написала мне слова, наилучшим образом передающие необыкновенную сущность Василия:
Знаете, самое замечательное качество Василия – его светозарность. В нем сияла звезда – свет из глубин.
Неудивительно, что Василий Налимов стал одной из ведущих фигур международного трансперсонального движения. Он естественным образом был настроен на космическое видение Вселенной – такова была природа его ума и внутреннего чувства: там, где одни видели только фрагменты, он угадывал связанность; там, где они видели отдельные события, он постигал целостность. Они владели одной специальностью, он владел многими; их устраивали ответы, его ободряла возможность ставить новые вопросы; они искали смысл чего-то, он искал смысл смысла; они силились понять что-то, он хотел понять все – Вселенную как таковую.
* * *
Обобщая содержание одного из выпусков журнала, посвященного памяти Василия [Soidla et al., 1997], редакторы номера свою вводную статью озаглавили так: «В.В. Налимов – ученый, учитель, друг, наставник, заключенный, канатоходец, мастер смысла, мистический анархист, верховный жрец (high priest), апостол спонтанности, трансперсоналист». Если же попытаться дать наикратчайшую характеристику его беспримерной жизни и труда, то можно просто сказать:
Василий Васильевич Налимов – Понимающий Вселенную.
Литература
- Colleagues, friends. 1997. In memoriam of Vassily Vassiliyevich Nalimov, 1910–1997. Scientometrics, v. 39, p. 143–145.
- Feng G.F., English J. (trans.). 1972. Lao Tsu: Tao Те Ching. New York: Knopf.
- Grof S. 1982. Review of the book Realms of the unconscious: The enchanted frontier. In: The Journal of Transpersonal Psychology, v. 14, № 2, p. 186–188.
- Drogalina-Nalimov Zh. 1990. Nalimov's conception of human nature. ReVision,v. 12, № 3, p. 19–29.
- Kazyutinski V.V., Drogalina-Nalimov J. 1997. Apostle of spontaneity. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4),v. 16, № 2, p. 15–37.
- Maslow A.H. 1969. The farther reaches of human nature. The Journal of Transpersonal Psychology, v. 1, № 1, p. 1–9.
- Nalimov V.V.1981. Faces of Science. Philadelphia: ISI Press (ed. Colodny R.G., trans. Yarkho A.V.).
- Nalimov V.V. 1981. In the Labyrinths of Language. A Mathematician's Journey. Ibid.
- Nalimov V.V. 1982. Realms of the Unconscious. The Enchanted Frontier. Ibid.
- Nalimov V.V. 1985. Space, Time and Life. The Probabilistic Pathways of Evolution. Ibid.
- Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov J., Zuyev K. 2000. The universe of meanings. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 19, p. 109–118.
- Thompson A.M. 1993. Vassily Vassilyevich Nalimov: Russian Visionary. Journalof Humanistic Psychology,v. 33, № 3, p. 82–98.
Библиография англоязычных работ, связанных с трасперсонализмом, написанных В.В.Налимовым или о нем.
- Clement C., Trott J. 1998. From the earth to the sky: Shamanic roots of Russian transpersonalism. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 5),v. 17, № 2, p. 161–166.
- Drogalina-Nalimov J. 1998. Vassily Vassilievich Nalimov… The whisper of destiny. Ibid., p. 103–105.
- Drogalina-Nalimov Zh. 1990. Nalimov's conception of human nature. ReVision,v. 12, № 3, p. 19–29.
- Garfield E. 1997. Professor V.V. Nalimov – Dear friend and mentor. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 5.
- Granovsky Yu.V. 1997. Dedicated to the memory of V.V. Nalimov. Ibid., p. 9–14.
- Grof S. 1982. Review of the book «Realms of the unconscious: The enchanted frontier». In: The Journal of Transpersonal Psychology, v. 14, № 2, p. 186–188.
- Guenter H. 1997. The complexity of the initial condition. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 52–70.
- Gurjeva L.G., Wouters P. 2001. Scientometrics in the context of probabilistic philosophy. Scientometrics, v. 52, № 2, p. 111–126.
- Kazyutinski V.V., Drogalina-Nalimov J. 1997. Apostle of spontaneity. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4),v. 16, № 2, p. 15–37.
- Nalimov V.V.1981. Faces of Science. Philadelphia: ISI Press (ed. Colodny R.G., trans. Yarkho A.V.).
- Nalimov V.V. 1981. In the Labyrinths of Language. A Mathematician's Journey. Ibid.
- Nalimov V.V. 1982. Realms of the Unconscious. The Enchanted Frontier. Ibid.
- Nalimov V.V. 1985. Space, Time and Life. The Probabilistic Pathways of Evolution. Ibid.
- Nalimov V.V. 1989. Can philosophy be mathematized? Probabilistic theory of meanings and semantic architectonics of personality. Philosophia Mathematica: An International Journal for the Study of Modern Mathematics, Series II, v. 4, № 2, p. 129–146.
- Nalimov V.V. 1992. Spontaneity of consciousness: An attempt of mathematical interpretation of certain of Plato's ideas. Nature, Cognition and System II (ed. Carvallo M.E.). Dordrecht: Kluwer, p. 313–324.
- Nalimov V.V. 1995. Facing the Mystery: A philosophical approach. The International Journal of Transpersonal Studies (Entering the Light: Voices of Russian Transpersonlihsm), v.14, Supplement, April, p. 25–29. А также: Scientometrics, 2001, v. 52, № 2, p. 179–184; Soidla T.R., Shapiro S.I. (eds.). 1997. Everything is According to the Way. Voices of Russian Transpersonalism.Brisbane, Australia: Bolda-Lok Publishing, p. 49–59.
- Nalimov V.V. 1996. Existential vacuum and how to overcome it. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism,v. 2.), v. 15, № 1, p. 1–6. А также: Soidla T.R., Shapiro S.I. (eds.). 1997. Everything is According to the Way. Voices of Russian Transpersonalism.Brisbane, Australia: Bolda-Lok Publishing, p. 43–48.
- Nalimov V.V. 1996. Constructivist aspects of a mathematical model of consciousness. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 3), v. 15, Supplement, p. 10–19. А также: Soidla T.R., Shapiro S.I. (eds.). 1997. Everything is According to the Way. Voices of Russian Transpersonalism.Brisbane, Australia: Bolda-Lok Publishing, p. 49–59.
- Nalimov V.V. 1997. The self-conscious universe. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4.), v. 16, № 2, p. 38–41.
- Nalimov V.V. 1997. A rope-dancer (A wreckage). Ibid., p. 42–51.
- Nalimov V.V. 1998. Culture at a turning point: Observations and speculations. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 5), v. 17, № 2, p. 111–125.
- Nalimov V.V. 2001. On the history of Mystical Anarchism in Russia. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 20, p. 85–98.
- Nalimov V.V. 2001. Philosophy of number: How metrical hermeneutics is possible. Scientometrics, v. 52, № 2, p. 185–192.
- Nalimov V.V. 2002. Arrest, interrogation, prison life. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 21, p. 109–117.
- Nalimov V.V Rope-Dancer[Memoirs]. English translation in preparation.
- Nalimov V.V. Spontaneity of consciousness.English translation in preparation. Nalimov V.V. The temptation of Holy Russia: Karmic theory of our culture;
- Mini- chronicle of our epoch.English translation in preparation.
- Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov Zh.A. 1995. The emergence of transpersonal psychology in Russia: A dialogue. The International Journal of Transpersonal Studies (Entering the Light: Voices of Russian Transpersonalism), v. 14, Supplement, April, p. 20–24.
- Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov J. 1996. The transpersonal movement: A Russian perspective on its emergence and prospects for further development. The Journal of Transpersonal Psychology,v. 28, № 1, p. 49–62.
- Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov J., Zuyev K. 2000. The universe of meanings. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 19, p. 109–118. А также: Scientometrics, 2001, v. 52, № 2, p. 345–360.
- Roy R. 1997. Vassily Nalimov – Modern Russian high priest. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 6–7. Also in: Scientometrics, 2001, 52(2), 167–169.
- Shapiro S.I. 1998. Ground zero: The genesis of Voices of Russian Transpersonalism. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism,v. 5), v. 17, № 2, p.101–102.
- Shapiro S.I. 2001. The universe grasper. Scientometrics, v. 52, № 2, p. 337–344.
- Soidla T.R., Shapiro S.I., Gross Ph.L. 1997. Introduction: V.V. Nalimov – scientist, teacher, friend, mentor, prisoner, rope-dancer, master of meaning, mystical anarchist, high priest, apostle of spontaneity, transpersonalist. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 1–4.
- Thompson A. 1993. Vassily Vassilyevich Nalimov: Russian visionary. Journal of Humanistic Psychology, v. 33, № 3, p 82–98.
- Yarkho A. 1998. Vassily Nalimov… as I remember him. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 5), v.17, № 2, p. 107–109.
- Zakgeim A. 1997. A teacher. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 8.
[1] В русском издании ссылка: Налимов В.В. 2000. Разбрасываю мысли. М.: Прогресс-Традиция, с. 156 (прим. ред.).
[2] В русском издании ссылка: Налимов В.В. 2000. Разбрасываю мысли. М.: Прогресс-Традиция, c. 185 (прим. ред.).
[3] Номер, посвященный памяти В.В. Налимова: V.V. Nalimov Memorial Issue. Scientometrics, October 2001, v. 52, № 2, (прим. ред.).
Возврат к списку
|
|