ПОНИМАЮЩИЙ ВСЕЛЕННУЮ


Часть VI из книги «Я ДРУГ СВОБОД... В.В.Налимов: вехи творчества»
том II

Профессор Гавайского Университета, американский психолог и философ,
член редколлегии журнала The International Journal of Transpersonal Studies 
Самьюэл И. Шапиро (США)

Перевод статьи из The International Journal of Transpersonal Studies, 2002, v. 21, p. 118–124.
Первая публикация в международном журнале Scientometrics, 2001, v. 52, № 2, p. 337–344.

«Я хотел увидеть за открытым окном – за окном всей Вселенной, – и вот эту Вселенную воспринять».

Эти слова сказал Василий Васильевич Налимов своей жене Жанне Дрогалиной за два дня до своей смерти в Москве 19 января 1997 года.

На моем столе в университетском кабинете, уютно устроившись в небольшой плетеной корзине, покоится необычное деревянное яйцо высотой 9 мм, переливаясь яркими оттенками красного, желтого, зеленого и синего цветов. Это драгоценный дар. Я вынимаю яйцо из гнезда и, медленно поворачивая в руке, снова рассматриваю его: луковки куполов русских церквей в зелени деревьев, глубокое синее небо над ними, яркий красный цветок внизу с солнечно-желтой сердцевиной; некий эллипсообразный универсум, в котором запечатлен союз земли и неба. Мое сознание следует за символикой яйца: это – жизнь, обновление и возрождение.

...На мгновение отрываюсь от работы и смотрю вверх. Там, почти достигая потолка, уложенные на последних полках двух шкафов с картотеками, ждут рассылки переведенные на английский книги Василия, в красных, зеленых, коричневых и бордовых переплетах. Дома на моем столе лежат две его рукописи, которые я редактирую, готовя их к публикации.

...В холодные ветреные зимние дни в Новой Англии мой сын Дэвид, студент колледжа, специализирующийся по русской истории и литературе, согрет серо-белым шерстяным свитером с высоким воротником, который прошлым летом отдала ему Жанна во время его учебного пребывания в России. Этот свитер принадлежал Василию.

…Я начинаю свою статью – наши пути опять пересекаются. Прошло несколько лет со дня его ухода от нас, но встречи продолжаются. Почему?

* * * 

Мне выпало познакомиться с Василием только в последнее десятилетие его жизни. Кому-то удалось узнать его гораздо раньше и дольше находиться под впечатлением его личности. Тем не менее, мы с ним глубоко связаны. Почему? Для меня это остается необъяснимой... тайной. Но для Василия это не было бы тайной. Его естественным стремлением был поиск новых горизонтов и соотношений, и он шел вслед за своей мыслью, неукротимой, как само неведомое, влекущее его. В этом поиске длиною в жизнь, в попытке понять «саму эту вселенную» – смысл и причину бытия, Василий предстает как широкий мыслитель, разгадывающий связи и преодолевающий барьеры свободным воображением и энтузиазмом. Одним из его новых открытий оказалась набирающая силу трансперсональная психология.

Движение трансперсональной психологии появилось в Соединенных Штатах в конце 60-х гг. прошлого века. Его основатели видели свою цель в том, чтобы раскрыть и легализовать ту область человеческого сознания и опыта, которой современная западная психология обычно пренебрегает. Они подчеркивали необходимость исследований «более глубоких свойств человеческой природы», включая духовные, мистические и трансперсональные состояния сознания (см. [Maslow, 1969]). По словам Василия, трансперсональная психология – «это попытка изучать сознание человека за пределами его дискретной капсулизации»[Nalimov, 1985, p. 70][1]. В рецензии на одну из его книг С. Гроф писал [Grof, 1982]:

Значение работ Налимова выходит за рамки чисто научных трудов. Его мировоззрение объемлет и объединяет многообразие опыта, накопленного человечеством. Оно преодолевает узость провинциальных, национальных, политических воззрений, расистский и религиозный шовинизм, идеологические клише соперничающих систем, которые игнорируют тот факт, что реальность целостна по самой своей природе. В контексте воззрений Налимова единственная надежда человечества обращена к созданию совершенно новой очеловеченной культуры путем радикального преображения сознания (с. 188).

Работы Василия в русле трансперсональной психологии появились в основных англоязычных журналах этого направления: The Journal of Humanistic Psychology; The Journal of Transpersonal Psychology; ReVision, The International Journal of Transpersonal Studies. Последний журнал особенно способствовал представлению его работ международной аудитории, опубликовав 22 материала, подготовленные им самим или при его участии (см. Bibliography и Website: http://panigada.hypermart.net). Англоязычные публикации Василия в этой области внесли в трансперсональное движение интеллектуальную мощь, широту и прозорливость.

Не менее важны для понимания трансперсональных взглядов Василия и четыре книги, опубликованные усилиями Юджина Гарфилда в США в издательстве ISI Press:

In the Labyrinths of Language [1981];
Faces of Scienсe [1981];
Realms of the Unconscious [1982];
Space, Time, and Life [1985].

Публикация этих обращенных в будущее работ способствовала интернационализации трансперсонального движения и соотнесению этой области исследований с другими дисциплинами.

Вклад Василия в трансперсонализм был хорошо обобщен в ряде работ, таких, например, как: [Kazyutinsky, Drogalina-Nalimov, 1997; Nalimov, 1990; Nalimov et al., 2000; Thompson, 1993]. Василий был также первым исследователем, который, насколько я знаю, на основе наукометрии проанализировал и охарактеризовал область трансперсональной психологии [Nalimov, Drogalina, 1996]. Будучи одним из ранних участников трансперсонального движения, обогативших его своей личностью, мыслью и опытом, Василий сам мог бы служить воплощением трансперсональной перспективы такого уровня, которого это движение прежде не знало. Уже в юные годы он увлекся идеями мистического анархизма, духовного движения России, идеалы которого вдохновляли его на протяжении всей жизни. Позднее он многие годы провел в ГУЛАГе и ссылке, где прошли проверку и выдержали испытание его трансперсональный дух и отвага.

* * * 

Добравшись до глубин понимания чего-то одного, можно понять всё. Выбранный Василием путь ко Всему состоял в неотступном поиске смысла смысла. В глубинах своего поиска он обнаружил семантический вакуум полноты – принцип Спонтанности и основу человеческого потенциала [Nalimov,1985][2]:

Мир диалектичен, и в нем распакованные смыслы эфемерны. Они не субстанциальны. В спонтанности они рождаются и в спонтанность уходят, оставляя невидимый след.

Спонтанность – это то, что Непостижимо.
Спонтанность – это то, что действует через Меру, а не через Закон.
Спонтанность – это Свобода Мира.
Спонтанность – это Любовь.
Спонтанность – это Гнозис, раскрытие смыслов, извлечение их из Небытия.
Спонтанность – это и сам Человек.
Спонтанность – это Сущее.
Спонтанность – это Потенциальность Мира (с. 96–97).

Один и тот же семантический вакуум, включающий безграничные возможности: на одном конце – манипулирование, покорение, подавление; на другом – творчество, свобода, трансценденция. Словами пользуются, чтобы убивать, словами пользуются, чтобы освобождать.

* * * 

Занимаясь этим текстом, я перебираю фотографии Василия, чтобы освежить мои воспоминания. Одна фотография бросается в глаза, начинает говорить со мной. Это именно та, что открывает номер этого журнала[3].

Она была сделана в 1989 году на железнодорожном вокзале в Париже. Василий, человек вселенной, только на закате жизни получил радостную возможность путешествовать за пределами России.

Этот его портрет – здешний и одновременно нездешний. Черты лица отражают необыкновенное богатство жизни. На меня смотрит печальный, много испытавший, но свободный человек, озаренный внутренним светом. Это, несомненно, лицо ученого. Шапка белых волос и тяжелая оправа очков: культурный профессионал, в галстуке… немного свободном, не затянутый. Доброжелательные глаза за академическими очками.

Взгляд хорошо сосредоточен и на том, что рядом, и на том, что где-то совсем далеко.

Рот тронут улыбкой, чуть заметной, чуть ласковой.

Некоторое время спустя, по завершении этой работы, я получил копию мемориальных материалов о Василии, опубликованных несколько лет назад в журнале Scientometrics [Colleagues et al., 1997]. Там я увидел ту же фотографию, что и выбранная мною для описания его облика.

Я продолжаю смотреть на него, и кажется, что он смотрит на меня в ответ...

Что значит жить?
Что значит умирать?

Когда-то Василий физически пребывал на Земле, теперь продолжает свое присутствие в фотографиях, книгах, журналах, мемориальных изданиях, в памяти любимых им людей, студентов и коллег, в микрокосме пасхального яйца и теплом свитере с большим воротником... в чем еще? Мастер мира слов, он был также хорошо знаком и с миром, в котором нет слов:

Дao, которое может быть озвучено, не есть вечное Дao.
Имя, которое может быть поименовано, не есть вечное имя.
Отсутствие имени есть начало неба и земли.
Именование есть мать десяти тысяч вещей.
Отсутствие желания позволяет видеть тайну.
Присутствие желания позволяет видеть манифестации.
Оба они берут начало в одном источнике, но разнятся именем;
Это предстает как тьма.
Тьма внутри тьмы.
Врата ко всей тайне [Feng, English,1972, sect. 1].

Хотя мы переписывались в течение нескольких лет, но только летом 1995 года мы впервые увиделись с Василием и Жанной в их квартире в Москве.

Меня приветливо встретили вечером в небольшой комнате-кабинете, заполненной книгами, предметами искусства, фотографиями и памятными вещами. Мы проговорили несколько часов, неспешно преодолевая бутылку грузинского вина с печеньями, испеченными Жанной.

Самым ярким впечатлением того замечательного вечера была удивительная теплота и лучистость моих милых хозяев – я продолжаю чувствовать это и сейчас. Тот вечер существует не во времени, оно отступило, исчезло. Перед моим уходом Василий и Жанна положили мне в руки расписное яйцо и плетеную корзиночку, которые и ныне украшают мой университетский стол. В марте 1997 года, через два месяца после кончины Василия, Жанна написала мне слова, наилучшим образом передающие необыкновенную сущность Василия:

Знаете, самое замечательное качество Василия – его светозарность. В нем сияла звезда – свет из глубин.

Неудивительно, что Василий Налимов стал одной из ведущих фигур международного трансперсонального движения. Он естественным образом был настроен на космическое видение Вселенной – такова была природа его ума и внутреннего чувства: там, где одни видели только фрагменты, он угадывал связанность; там, где они видели отдельные события, он постигал целостность. Они владели одной специальностью, он владел многими; их устраивали ответы, его ободряла возможность ставить новые вопросы; они искали смысл чего-то, он искал смысл смысла; они силились понять что-то, он хотел понять все – Вселенную как таковую.

* * * 

Обобщая содержание одного из выпусков журнала, посвященного памяти Василия [Soidla et al., 1997], редакторы номера свою вводную статью озаглавили так: «В.В. Налимов – ученый, учитель, друг, наставник, заключенный, канатоходец, мастер смысла, мистический анархист, верховный жрец (high priest), апостол спонтанности, трансперсоналист». Если же попытаться дать наикратчайшую характеристику его беспримерной жизни и труда, то можно просто сказать:

Василий Васильевич Налимов – Понимающий Вселенную.

Литература
  1. Colleagues, friends. 1997. In memoriam of Vassily Vassiliyevich Nalimov, 1910–1997. Scientometrics, v. 39, p. 143–145.
  2. Feng G.F., English J. (trans.). 1972. Lao Tsu: Tao Те Ching. New York: Knopf.
  3. Grof S. 1982. Review of the book Realms of the unconscious: The enchanted frontier. In: The Journal of Transpersonal Psychology, v. 14, № 2, p. 186–188.
  4. Drogalina-Nalimov Zh. 1990. Nalimov's conception of human nature. ReVision,v. 12, № 3, p. 19–29.
  5. Kazyutinski V.V., Drogalina-Nalimov J. 1997. Apostle of spontaneity. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4),v. 16, № 2, p. 15–37.
  6. Maslow A.H. 1969. The farther reaches of human nature. The Journal of Transpersonal Psychology, v. 1, № 1, p. 1–9.
  7. Nalimov V.V.1981. Faces of Science. Philadelphia: ISI Press (ed. Colodny R.G., trans. Yarkho A.V.).
  8. Nalimov V.V. 1981. In the Labyrinths of Language. A Mathematician's Journey. Ibid.
  9. Nalimov V.V. 1982. Realms of the Unconscious. The Enchanted Frontier. Ibid.
  10. Nalimov V.V. 1985. Space, Time and Life. The Probabilistic Pathways of Evolution. Ibid.
  11. Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov J., Zuyev K. 2000. The universe of meanings. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 19, p. 109–118.
  12. Thompson A.M. 1993. Vassily Vassilyevich Nalimov: Russian Visionary. Journalof Humanistic Psychology,v. 33, № 3, p. 82–98.

Библиография англоязычных работ, связанных с трасперсонализмом, написанных В.В.Налимовым или о нем.
  1. Clement C., Trott J. 1998. From the earth to the sky: Shamanic roots of Russian transpersonalism. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 5),v. 17, № 2, p. 161–166.
  2. Drogalina-Nalimov J. 1998. Vassily Vassilievich Nalimov… The whisper of destiny. Ibid., p. 103–105.
  3. Drogalina-Nalimov Zh. 1990. Nalimov's conception of human nature. ReVision,v. 12, № 3, p. 19–29.
  4. Garfield E. 1997. Professor V.V. Nalimov – Dear friend and mentor. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 5.
  5. Granovsky Yu.V. 1997. Dedicated to the memory of V.V. Nalimov. Ibid., p. 9–14.
  6. Grof S. 1982. Review of the book «Realms of the unconscious: The enchanted frontier». In: The Journal of Transpersonal Psychology, v. 14, № 2, p. 186–188.
  7. Guenter H. 1997. The complexity of the initial condition. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 52–70.
  8. Gurjeva L.G., Wouters P. 2001. Scientometrics in the context of probabilistic philosophy. Scientometrics, v. 52, № 2, p. 111–126.
  9. Kazyutinski V.V., Drogalina-Nalimov J. 1997. Apostle of spontaneity. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4),v. 16, № 2, p. 15–37.
  10. Nalimov V.V.1981. Faces of Science. Philadelphia: ISI Press (ed. Colodny R.G., trans. Yarkho A.V.).
  11. Nalimov V.V. 1981. In the Labyrinths of Language. A Mathematician's Journey. Ibid.
  12. Nalimov V.V. 1982. Realms of the Unconscious. The Enchanted Frontier. Ibid.
  13. Nalimov V.V. 1985. Space, Time and Life. The Probabilistic Pathways of Evolution. Ibid.
  14. Nalimov V.V. 1989. Can philosophy be mathematized? Probabilistic theory of meanings and semantic architectonics of personality. Philosophia Mathematica: An International Journal for the Study of Modern Mathematics, Series II, v. 4, № 2, p. 129–146.
  15. Nalimov V.V. 1992. Spontaneity of consciousness: An attempt of mathematical interpretation of certain of Plato's ideas. Nature, Cognition and System II (ed. Carvallo M.E.). Dordrecht: Kluwer, p. 313–324.
  16. Nalimov V.V. 1995. Facing the Mystery: A philosophical approach. The International Journal of Transpersonal Studies (Entering the Light: Voices of Russian Transpersonlihsm), v.14, Supplement, April, p. 25–29. А также: Scientometrics, 2001, v. 52, № 2, p. 179–184; Soidla T.R., Shapiro S.I. (eds.). 1997. Everything is According to the Way. Voices of Russian Transpersonalism.Brisbane, Australia: Bolda-Lok Publishing, p. 49–59.
  17. Nalimov V.V. 1996. Existential vacuum and how to overcome it. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism,v. 2.), v. 15, № 1, p. 1–6. А также: Soidla T.R., Shapiro S.I. (eds.). 1997. Everything is According to the Way. Voices of Russian Transpersonalism.Brisbane, Australia: Bolda-Lok Publishing, p. 43–48.
  18. Nalimov V.V. 1996. Constructivist aspects of a mathematical model of consciousness. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 3), v. 15, Supplement, p. 10–19. А также: Soidla T.R., Shapiro S.I. (eds.). 1997. Everything is According to the Way. Voices of Russian Transpersonalism.Brisbane, Australia: Bolda-Lok Publishing, p. 49–59.
  19. Nalimov V.V. 1997. The self-conscious universe. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4.), v. 16, № 2, p. 38–41.
  20. Nalimov V.V. 1997. A rope-dancer (A wreckage). Ibid., p. 42–51.
  21. Nalimov V.V. 1998. Culture at a turning point: Observations and speculations. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 5), v. 17, № 2, p. 111–125.
  22. Nalimov V.V. 2001. On the history of Mystical Anarchism in Russia. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 20, p. 85–98.
  23. Nalimov V.V. 2001. Philosophy of number: How metrical hermeneutics is possible. Scientometrics, v. 52, № 2, p. 185–192.
  24. Nalimov V.V. 2002. Arrest, interrogation, prison life. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 21, p. 109–117.
  25. Nalimov V.V Rope-Dancer[Memoirs]. English translation in preparation.
  26. Nalimov V.V. Spontaneity of consciousness.English translation in preparation. Nalimov V.V. The temptation of Holy Russia: Karmic theory of our culture;
  27. Mini- chronicle of our epoch.English translation in preparation.
  28. Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov Zh.A. 1995. The emergence of transpersonal psychology in Russia: A dialogue. The International Journal of Transpersonal Studies (Entering the Light: Voices of Russian Transpersonalism), v. 14, Supplement, April, p. 20–24.
  29. Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov J. 1996. The transpersonal movement: A Russian perspective on its emergence and prospects for further development. The Journal of Transpersonal Psychology,v. 28, № 1, p. 49–62.
  30. Nalimov V.V., Drogalina-Nalimov J., Zuyev K. 2000. The universe of meanings. The International Journal of Transpersonal Studies, v. 19, p. 109–118. А также: Scientometrics, 2001, v. 52, № 2, p. 345–360.
  31. Roy R. 1997. Vassily Nalimov – Modern Russian high priest. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 6–7. Also in: Scientometrics, 2001, 52(2), 167–169.
  32. Shapiro S.I. 1998. Ground zero: The genesis of Voices of Russian Transpersonalism. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism,v. 5), v. 17, № 2, p.101–102.
  33. Shapiro S.I. 2001. The universe grasper. Scientometrics, v. 52, № 2, p. 337–344.
  34. Soidla T.R., Shapiro S.I., Gross Ph.L. 1997. Introduction: V.V. Nalimov – scientist, teacher, friend, mentor, prisoner, rope-dancer, master of meaning, mystical anarchist, high priest, apostle of spontaneity, transpersonalist. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 1–4.
  35. Thompson A. 1993. Vassily Vassilyevich Nalimov: Russian visionary. Journal of Humanistic Psychology, v. 33, № 3, p 82–98.
  36. Yarkho A. 1998. Vassily Nalimov… as I remember him. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 5), v.17, № 2, p. 107–109.
  37. Zakgeim A. 1997. A teacher. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 8.



[1] В русском издании ссылка: Налимов В.В. 2000. Разбрасываю мысли. М.: Прогресс-Традиция, с. 156 (прим. ред.).

[2] В русском издании ссылка: Налимов В.В. 2000. Разбрасываю мысли. М.: Прогресс-Традиция, c. 185 (прим. ред.).

[3] Номер, посвященный памяти В.В. Налимова: V.V. Nalimov Memorial Issue. Scientometrics, October 2001, v. 52, № 2, (прим. ред.).


Возврат к списку