В.В. НАЛИМОВ – ОДИН из САМЫХ НЕОБЫКНОВЕННЫХ УЧЕНЫХ СОВРЕМЕННОСТИ…


В.В. НАЛИМОВ – ОДИН из САМЫХ НЕОБЫКНОВЕННЫХ УЧЕНЫХ СОВРЕМЕННОСТИ…
Профессор кафедры общей химической технологии МИТХТ им. М.В.Ломоносова,
писатель, поэт
Александр Юделевич Закгейм

Василий Васильевич Налимов – один из самых необыкновенных ученых современности…

Василий Васильевич явился создателем и руководителем ряда новых научных направлений: метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента и наукометрии. Круг его научных интересов был невероятно широк, а предлагаемые решения необычны. Они будоражили умы, порождая многолетние дискуссии. Его размышления о вероятностной модели языка, вероятностной теории смыслов, об эволюции и экологии оказались столь неординарными, что воспринимались как вызов.

Но В.В. Налимов был не только Ученым, но и, что встречается крайне редко, – Учителем. Он обладал одним из самых высоких званий, которые человек может заслужить не по официальному ранжиру, а по сути.

Есть два рода учителей. Принадлежащий к первому считает учительство целью своей жизни и все силы прилагает к тому, чтобы ученики принимали его, передавая им все, чем богата его душа. Учитель второго рода может искренне не считать себя таковым. Он воздействует на других помимо своей воли, исключительно благодаря масштабу своей личности и идей. И учиться у него гораздо труднее.

Учитель первого рода может быть средним. Или хорошим. Он может быть и великим. У учителя второго рода выбора нет: либо он велик, либо... не учитель.

История знает немало таких учителей среди великих ученых и художников. Василий Васильевич Налимов – один из них. Он, кажется, никогда не заботился о том, чтобы его лучше понимали. Просто мыслил и высказывал свои мысли. И тому, кто попадал под обаяние его дела и личности, зачастую было очень нелегко проникнуть в мир идей Учителя. Но каждое проникновение щедро награждало, ибо это был удивительно богатый мир.

И еще одно. Те, кто окружали Василия Васильевича, были, как правило, нравственными или просто хорошими людьми. Здесь действовали как бы две силы, исходившие от него. Во-первых, он сильнее всего притягивал к себе именно хороших и нравственных. Во-вторых, общение с ним, опять-таки помимо его специальных усилий, было мощной школой нравственности – прежде всего честности в науке, а далее – и честности в жизни.

Сегодня налимовские ученики, как и все ученые России, живут на краю пропасти. Но память об Учителе дает надежду. Он пронес свет своего духовного мира сквозь такие испытания, что даже отблески этого света способны помочь преодолеть многое (c. 20).


Возврат к списку