ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НАЛИМОВА


ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НАЛИМОВА

В.В. Казютинский.
Вопросы философии, 1997, № 10, с. 157-158.

19 января 1997 г. на 87-м году жизни скончался профессор МГУ, доктор технических наук Василий Васильевич Налимов – выдающийся математик и философ.

Родился В.В. Налимов в 1910 г. в семье известного этнографа, профессора Московского Университета В.П. Налимова, который был арестован и погиб в тюрьме в 1938 г. Сложной была и судьба самого ВВН. Не окончив физмат МГУ из-за идеологического конфликта, он занимался исследовательской деятельностью в фотоэлектронной лаборатории ВЭИ. В 1936 г. был арестован за “контрреволюционную деятельность”, сидел в Бутырской тюрьме, затем был отправлен в лагерь на Колыму. Несколько лет работал на лесоповале и промывке золота, в 1943 г. был условно освобожден, но в 1949 г. арестован вновь и сослан в Казахстан, где после освобождения возглавил лабораторию на Казахстанском металлургическом заводе. В 1955 г. В.В. вернулся из “вечной” ссылки в Москву, но реабилитирован был только спустя 10 лет. В 1965 г. он начал работать в МГУ первым заместителем заведующего межфакультетской Лаборатории статистических методов, возглавлявшейся академиком А.А. Колмогоровым. (По словам самого В.В. многие недоумевали, почему на этом месте оказался человек, не закончивший университета, не работавший ранее в университете, не ученик Колмогорова, не член партии...). В последние годы жизни В.В. Налимов был главным научным сотрудником Биологического факультета МГУ. О своей судьбе и борьбе за право оставаться самим собой он подробно рассказал в книге Канатоходец [1994].

Научные интересы В.В. Налимова были необычайно разнообразны – по словам американского науковеда Ю. Гарфилда, он во многих отношения представлял собою тип человека эпохи Возрождения, соединяющего две культуры. В частности, большой вклад внес В.В. Налимов в разработку математической теории эксперимента, им исследованы многие проблемы наукометрии (и введен сам этот общепринятый сейчас термин, обозначивший новую дисциплину), создана вероятностно ориентированная модель языка. Но доминирующее место в исследованиях В.В. Налимова, особенно в последние десятилетия его жизни, заняли философские проблемы. Им опубликованы такие крупные работы, как Вероятностная модель языка [M.:1979], переизданная в США как In the Labyrinths of Language: A Mathematician’s Journey [Philadelphia:1981]; Faces of Science [Philadelphia: 1981]; Realms of the Unconsciuos: The Enchanted Frontier [Philadelphia: 1982]; русский вариант этой книги – Реальность нереального [M.: 1995; соавтор Ж.А. Дрогалина]; Space, Time, and Life: The Probabilistic Pathways of Evolution [Philadelphia: 1985]; Cпонтанность сознанияю. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности [M.: 1989]; В поисках иных смыслов [M.: 1994]; На грани третьего тысячелетия [M.: 1994]; Les Mathematiques de L’Inconscient [Paris: 1996] и др. Несколько статей В.В. Налимова были напечатаны в журнале Вопросы философии.

В.В. Налимов разработал оригинальную философскую систему, которую сам он определил как вероятностно ориентированную философскую герменевтику. Его концепция продолжает традицию платонизма, но в целом является своеобразным сплавом различных мировоззренческих идей – и западных (Пифагор, Платон, Плотин, Юнг, Гадамер, Тиллих и др.), и восточных. В ней сочетаются рационализм (одним из своих достижений В.В. Налимов считал создание аксиоматического подхода к философии, настаивая на возможности ее математизации) и мистицизм, в частности эзотерика (идеи о том, что в мире есть Тайна, что человечеству необходимо открыться Космическому сознанию, признать реинкарнацию и др.). Христианское и буддийское мировоззрения В.В. Налимов считал не альтернативными, а дополнительными друг к другу, так как, по его мнению, оба они возникли из попытки решить «одну и ту же проблему – проблему смысла». Концепция В.В. Налимова соприкасается в некоторых моментах и с русским космизмом.

Согласно В.В. Налимову у термина Тайна Мироздания много синонимов: «Один из них – Бог, другой – Истина, третий – Созерцание, далее – Воображение... и, наконец, Спонтанность. Только через воображение, открывающееся в созерцании, происходит соприкосновение с тайной». Отсюда интерес В.В. Налимова к медитации (с которой он познакомился еще в юношеские годы в Движении мистического анархизма).

Одна из наиболее оригинальных черт концепции В.В. Налимова состоит в том, что смыслы считаются заложенными в мире изначально, как особый тип реальности, наряду с физической, т.е. как некая скрытая семантическая потенциальность мира, упорядоченная на континууме. В этом сам В.В. Налимов видел платоновские корни своих идей (в физике такой изначальной заданностью обладают фундаментальные константы, определяющие, в соответствии с Антропным принципом, основные черты Вселенной). Он считал принципиально возможным создание единой (точнее даже сверхъединой) теории поля, которая охватит обе реальности – и физическую, и семантическую. Соответственно он допускал существование, наряду с физическим вакуумом, также вакуума семантического.

Основой мира В.В. Налимов считал творческое начало. В этом контексте смысл мира состоит, по его мнению, в раскрытии потенциально заложенных в мире смыслов, а смысл жизни человека – активное участие в этом процессе. Творческий процесс представляет собой и присущая миру самоорганизация, которая может быть описана единой моделью на всех уровнях – от космологического до уровня человеческой деятельности.

Мир рассматривался В.В. Налимовым как множество текстов. Изменение текста связано с появлением в той или иной ситуации фильтров, взаимодействующих с исходной функцией распределения (например, фильтров культуры). Фильтры, согласно В.В. Налимову, появляются спонтанно. Для возникновения новых смыслов необходима творческая распаковка смыслового континуума (их вероятностное взвешивание). Основной проблемой философии он считал рассмотрение того, как через человека – в его бытии в мире – раскрываются смыслы, распакованные через тексты. Ответ он связывал с решением проблемы сознания, перед которой современная культура оказалась, по его мнению, бессильной. Сознание человека также выступает перед нами как некий текст. Создавая новые тексты, сознание порождает новые миры – миры культуры. Сознание оказывается трансцендентальным устройством, связывающим разные миры.

В.В. Налимову принадлежит многоуровневая схема структуры сознания. Она включает:

  1. Уровень логического мышления, где смыслы раскрываются через обычную, аристотелевскую логику.
  2. Уровень предмышления, на котором раскрываются исходные предпосылки логического мышления. Распаковка смыслов происходит здесь через вероятностную, бейесовскую логику. Здесь происходит спонтанное порождение импульсов, несущих творческую искру. (Введение этого уровня, играющего существенную роль в функционировании сознания, было принципиально новым моментом в концепции Налимова. Именно этот уровень, исследованный более подробно, позволил всю концепцию рассматривать как вероятностно ориентированную).
  3. Подвалы сознания – чувственное созерцание образов, осуществление встречи с архетипами коллективного бессознательного.
  4. Физическое тело человека. Эмоции, столь сильно влияющие на состояние человека, возникают, считал Налимов, по-видимому в теле, а не в мозгу.
  5. Уровень метасознания, которое принадлежит трансличностному – Космическому сознанию, взаимодействующему с телесно капсулированным сознанием через бейесовскую логику. Смыслы, генерируемые человеческим сознанием, раскрываются через многообразие культур или больших текстов, существовавших, существующих сейчас или тех, которые возникнут в будущем. Разработку вероятностно ориентированной теории сознания Налимов считал главным своим достижением.

Исходя из признания самостоятельного существования смыслов, В.В. Налимов построил семантическую модель личности. В соответствии с представлениями герменевтики личность он рассматривает, прежде всего, как носительницу смыслов, их генератора и преобразователя. Личность – это спонтанность, т. е. открытость вселенской потенциальности, она способна совершать действия, порожденные новыми смыслами. Каждой личности присуще все многообразие семантики мира, весь семантический генофонд. В.В. Налимов выделил четыре компонента вероятностного представления о личности:

  1. Эго, обусловленное системой ценностных представлений, которые задаются функцией плотности вероятности.
  2. Метаэго – источник личностной изменчивости, способность к спонтанному генерированию независимых фильтров, открытость человека трансличностному началу.
  3. Многомерность сознания (мультиперсональность), которая описывается плотностью вероятностей, задаваемых на многомерном семантическом пространстве.
  4. Гиперличность – представление о личности, как о семантической структуре, воплощенной в различных физических телах (гипноз, коллективное сознание возбужденной толпы, коллективный экстазах в религиозных мистериях и т. п.).

В.В. Налимов показал возможность вероятностно ориентированного пониманияглобальногоэволюционизма. Он считал, что эволюция культур может быть описана по аналогии с эволюцией Эго человека в рамках бейесовской логики. В отличие от синтетической теории эволюции его концепция включает представление о полевом характере биологических смыслов. Представление о мире живого как морфогенетического континуума приводит к своеобразному пониманию изменчивости. Это – не дискретный процесс, он охватывает все поле признаков.

В последние годы жизни В.В. Налимов много размышлял над проблемами современной культуры. Он пришел к выводу, что культура наших дней разучилась осмысливать фундаментальную проблему жизнь–смерть. Ни многочисленные вероисповедания, ни философские системы не дали, по его мнению, убедительного ответа на кардинальный вопрос, в чем смысл жизни, завершающейся смертью. Сейчас этот вопрос принял еще более острую форму: В чем смысл жизни человечества, идущего к неизбежной экологической катастрофе? По мнению В.В. Налимова, решение этой проблемы невозможно себе представить без создания единой всечеловеческой религии. Хотим мы того или нет, но бытие людей на нашей планете должно стать подлинно единым – иначе катастрофа. Русский мистический анархизм, приверженцем которого с юности был В.В. Налимов, стремился расширить христианскую мысль, возвращая ей гностическое миропонимание. Проблеме жизнь-смерть мистический анархизм придавал космический звучание – эволюция личности интерпретировалась как «посмертное странствование в мирах и веках разных уровней духовности». Эти взгляды имеют немало общего с представлениями о сферах инобытия, которые содержатся в древних легендах.

Смысл истории, утверждал В.В. Налимов (в том числе массовых насильственных смертей, политических репрессий, страданий, унижений, порабощений), пока еще не прояснен, что «обесценивает само существование религии». Смысл истории, в его понимании, состоит в том, что «она является космическим экспериментом. Такой эксперимент нужен для раскрытия мироздания. И мы, люди, ответственны за то, что в своей деятельности так и не стали христианами, не выполнили стоящих перед нами космических задач». Выход из экологического кризиса В.В. Налимов видел в создании новой культуры, опирающейся на иные смыслы. В сферу своих ближайших смыслов человек должен включить состояние Земли и космоса.

Если допустить возможность широкого распространения жизни во Вселенной, считал В.В. Налимов, то можно признать и возможность пограничного бытия человека в разных фазах развития, что будет соответствовать разным формам культуры. Идя в своих размышлениях еще далее, он предполагал, что различные планетарные культуры сольются в единое космическое сознание. В нынешней ситуации кризиса культуры человечество может, согласно В.В. Налимову, надеяться на вмешательство космических сил через реинкарнационное пришествие тех, кто уже побывал на Земле и подготовлен к радикальным изменениям нашей ситуации. «Нам нужен новый ментальный потенциал. Нужны и харизматические личности, готовые его воплотить».

Именно в этом взгляды В.В. Налимова были близки некоторым направлениям русского космизма, который он, впрочем, всерьез не принимал, а иногда и прямо критиковал за «наивность».

В.В. Налимов был подлинным мыслителем, к сожалению, пока еще не достаточно оцененным. Поиски смыслов бытия были для него естественной и, пожалуй, единственно возможной формой существования. «Мы должны слышать зов Вечности» – повторял он неоднократно. И его жизнь была неотделима от его философии спонтанности. Проявляя интерес к обсуждению своей философской концепции и временами горячо вовлекаясь в дискуссии, В.В. Налимов, тем не менее, признавал право каждого на собственную философскую позицию:

«Великое Знание динамично. Его надо раскрывать заново каждый раз. Мы – служители, выполняющие эту роль».


Возврат к списку